"Terra Teutonica 1360-1425" http://terra-teutonica.ru/ |
|
Деревообработка http://terra-teutonica.ru/topic1003.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Антон [ 18-02, 02:44 ] |
Заголовок сообщения: | Деревообработка |
Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия (Археология СССР - Свод археологических источников (САИ) Е1-55, 1968) Доски: Цитата: Большое количество древесины шло в дело в виде бревен и жердей. Постройки Новгорода в основном сооружены из целых бревен. Когда требовались доски и брусья, их изготовляли прямо на строительстве или в мастерской ремесленника. Как известно, лесопиление в России появилось довольно поздно, только в XVII в. 10 Большинство авторов, касавшихся этого вопроса, объясняли это отсталостью русской техники. Техническая отсталость была, но больше значения имела экономическая и техническая нецелесообразность лесопиления. До последнего времени плотники и столяры предпочитали колотый лес пиленому. Колотый лес, тесовые доски более эластичны и крепче на излом, чем доски пиленые. Тесовые доски меньше коробятся, меньше разбухают под действием влажности и меньше разрушаются. Дело в том, что при пилении волокна у бревна беспрерывно перерезаются, разрываются и связь между ними ослабевает, поэтому они более подвержены гниению и влаге. А то, что при изготовлении тесовых досок отборного леса шло больше, для Новгорода и Руси в целом не представляло экономической проблемы, так как леса было слишком много. При изготовлении тесовых досок бревно раскалывали. Сначала бревно в один торец и затем по всей длине зарубали, т. е. ударами топора делали щели по прямой линии. В образовавшиеся щели вставляли деревянные клинья и тяжелыми чекмарями заколачивали их последовательно по всей длине до тех пор, пока бревно не раскалывалось. В большое бревно нужно было загнать до 10—15 клиньев. Если бревно было косослойным, то пересекающиеся волокна перерубали топором. Затем производили новый раскол и получали доску. Следует заметить, что раскалывание бревна идет быстрее, чем пиление. При хорошем подборе дерева почти не получается отходов. Цитата: Технический анализ деревянных построек и многочисленных изделий из дерева показал, что в древней Руси существовало много технологических способов обработки древесины. В основе разнообразной технологии лежали следующие операции: рубка, теска, раскалывание, долбление, сверление, пиление, строгание, точение (на токарном станке) и различные приемы художественной резьбы. Рубка топором была одной из самых распространенных операций в технике обработки дерева. Теска (отеска) топором и теслом также находила очень широкое применение. К долблению теслом, долотом и резцом прибегали, когда нужно было образовать соединительные гнезда, различные углубления и впадины в изделиях. При сверлении перовидными спиральными сверлами получали круглые глубокие или сквозные отверстия. Очень часто отверстия в дереве прожигали круглыми раскаленными железными стержнями. Пиление продольной и поперечной пилой применялось только в столярном деле. Бревна и толстые брусья, как мы отмечали, перерубали топором, чтобы предохранить их торцы от гниения. При поперечной рубке разрубленное волокно уплотнялось и закрывалось. Строгание обеспечивало гладкую ровную поверхность. Строгали скобелями, настругами и рубанками. Вытачивание посуды и всевозможных фигурных изделий производилось на токарном станке. Универсальным орудием обработки дерева в малых объемах и размерах служил нож, имевший разные специализированные формы. Ножом можно было выполнить почти все перечисленные выше операции. (стр.15-16) Инструмент: Цитата: Довольно качественным был в Новгороде и деревообрабатывающий инструмент. Все виды рубящего и режущего инструмента сделаны из высокоуглеродистой стали и термически обработаны 3. Важнейшими инструментами по обработке дерева в Новгороде были топоры, тесла, пилы, скобели, струги, долота, сверла, стамески, бондарные скобельки, наструги, рубанки, уторные пилки, токарные резцы, ручные резцы, резцы для художественной резьбы, специальные ножи, гвоздодеры, чертилки (рис. 3). Кроме того, в инструментарий входили деревянные чекмари, киянки, клинья и ряд других приспособлений. (стр. 13-15)
Топор — самое универсальное орудие для рубки и отески дерева. Топоры изготовлялись с легким лезвием и с наварным стальным острием. Наварные стальные лезвия термически обрабатывались — закаливались. Деревянные рукояти топоров в отличие от современных были прямыми и довольно длинными. Топоры с прямыми рукоятями имели очень большой коэффициент полезного действия. Он колебался в пределах 0, 8—0, 973. Тесло — инструмент для выдалбливания в дереве разнообразных выемок и объемов. Применялись тесла трех видов: большие проушные с наварными стальными лезвиями для плотницких, корабельных и подобных работ; втульчатые с коленчатой рукояткой (ширина лезвия колебалась от 1, 5 до 4, 0 см) для изготовления долбленой резной посуды, ложек и подобных изделий; широкие массивные втульчатые, насаживаемые на длинную рукоятку-палку (как у пешни) для изготовления кадок-долбленок, больших корыт и т. п. Иногда лезвия тесел имели полукруглую или полуовальную форму. Пилы по дереву в древней Руси были широко известны и применялись плотниками и столярами. В Новгороде найдены пилы X в. Они были двух типов: ножовки для поперечного и лучковые для продольного пиления. Полотна пил-ножовок достигали в длину 45 см. Деревянная рукоятка насаживалась на черенок, являвшийся прямым продолжением полотна (как у ножа). Зубья имели треугольную форму и всегда разводились. Заточка режущей кромки зубьев производилась так же, как и в настоящее время. Иногда зубья были двувершинными, как, например, на целой пиле XIII в., найденной в Новгороде, у которой 44 зуба имели по две вершины. На острие каждого крупного зуба треугольной формы делался дополнительный треугольный выпил, образующий две вершины (всего, следовательно, было 88 зубьев). Шаг зуба равнялся 1 см. Пилы изготовлялись из стали и термически обрабатывались — закаливались с последующим высоким отпуском. Лучковые пилы для продольного пиления также имели длинные полотна, до 50—60 см. Профиль полотна и строение зуба лучковых пил были иными, чем у пил-ножовок. Зубья по форме походили на зубья современных продольных пил, т. е. были односторонними и плоскими. Например, у цельностальной лучковой пилы начала XIV в. полотно имело ширину 2, 2 см, зубья были односторонними высотой 0, 22 см и шагом 0, 85 см. Долото — инструмент для долбления пазов и разных выемок в дереве. Долота были цельнометаллическими со стальными наварными лезвиями. Ширина лезвий колебалась от 0, 6 до 2, 5 см. Долота делались массивными и имели наиболее целесообразную конструкцию лезвия и обуха. По долоту ударяли деревянным чекмарем или киянкой. Сверло — специальный инструмент для изготовления круглых отверстий в дереве. Сверла по дереву изготовлялись двух типов — перовидные и спиральные. Те и другие имели разные размеры. Диаметр их колебался от 0, 4 до 2, 5 см. Режущие грани были всегда стальными. Сверла насаживались на массивные поперечные деревянные ручки. Скобель — инструмент для строгания дерева после обработки топором или теслом. Специальные скобели служили также для обдирания коры с бревен. Скобели изготовлялись большие и малые, с прямым или дугообразным лезвием. Тонкие стальные лезвия имели очень маленький угол резания (15— 18°), что обеспечивало им при надлежащей заточке большую остроту. Наструги — инструменты с деревянной колодкой для более чистого строгания при стружке заданной толщины. Лезвие наструга похоже на маленький прямолезвийный скобель с отходящими вверх ручками. Это лезвие вставлялось ручками в деревянную колодку и закреплялось клиньями, т. е. фиксировало необходимую толщину стружки. Таким инструментом было значительно легче строгать, и поверхность предмета получалась более гладкой, чем при обработке скобелем. Рубанок появился в Европе в самом начале нашей эры. Наиболее древние рубанки найдены в Помпеях 4. Они имеют уже все присущие современным рубанкам рабочие элементы и детали. Известны были эти орудия и в эпоху Меровингов и Каролингов 5. Столяры и плотники Скандинавии применяли рубанки в эпоху викингов 6. Целые древнерусские рубанки до сих пор не найдены. Но встречено несколько железок особой формы от рубанков 7. Найдены такие железки и в Новгороде. Например, в слоях XII в. найдена железка от рубанка очень хорошей сохранности (18-20-1511). Ширина прямолинейного лезвия равна 4, 8 см, длина железки 13, 2 см. На режущее лезвие наварена стальная полоса. Токарные резцы известны двух типов: с крючковидным лезвием для внутренних выемок в вытачиваемых предметах и с прямолинейным лезвием для наружной обточки. Те и другие имели стальные лезвия. Новгородские стамески со стальными наварными лезвиями по форме и конструкции были совершенно аналогичны современным. Бондарные с кобельки — маленькие одноручные скобельки — применялись бондарями для сглаживания клепок вдоль боковых стыков. Уторные пилки, вставляемые в деревянные уторники, использовались для изготовления уторных пазов в клепках. Большие струги употреблялись бондарями, как, вероятно, и другими мастерами по дереву, для продольного строгания. Это длинные прямые лезвия длиной до 30—40 см (как у косы-горбуши) с двумя ручками (как у скобеля). Несколько таких стругов найдено в Новгороде в слоях X—XIV вв. (27-29-1050, 18-14-642, 9-8-1954). Ручные резцы-ложкари имели такое же устройство лезвия, как и у токарных внутренних резцов, но были меньшего размера. Наконец, у резцов для резьбы по дереву были фигурные лезвия, в основном вогнутые и П-образные со специальными удлиненными рукоятками. http://www.archeologia.ru/Library/Book/ ... 3bf5d/Info |
Автор: | Юрген Клинсманн [ 23-03, 20:02 ] |
Заголовок сообщения: | |
Токарный станок В издании «Древняя Русь. Город, замок, село», найдено следующее изображение токарного станка. Принцип действия аналогичен современному - только вместо электричества использовалась сила мышц. И вращение идет в обе стороны, из-за чего половина времени мастер попросту теряет. Изначально использовали силу рук. В ходе развития стали использовать различные приспособления, для вращения заготовки. Одним из них было использования упругих материалов. Использовали как целый лук, так и просто достаточно упругую жердь. В 2007 году на фестивале Городецкое Гульбище, Артем Приходов, известный так же как Кунла, сделал токарный станок, в качестве рабочей силы он использовал упругую жердь. При поверхностно рассмотрев принцип действия токарного станка средневековья, появляются новые темы для обсуждения: какую форму резцов использовать, какая древесина лучше пойдет, и как её в дальнейшем обрабатывать. http://buyan-dvor.livejournal.com/11740 ... ine#cutid1 |
Автор: | Юрген Клинсманн [ 14-04, 07:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Сушка древесины и обработка деревянных предметов для предотвращения растрескивания. Сушка древесины. Для выполнения любого вида резьбы дерево должно быть сухим. Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше коробится, не подвержена загниванию, легко склеивается, лучше отделывается, более долговечна, готовые изделия не растрескиваются. Любая древесина самых различных пород очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещения она усыхает и коробится. Поэтому для домовой резьбы дерево необходимо высушивать до той степени влажности, которая предполагается в дальнейшем при эксплуатации резных изделий. В помещении достаточна влажность древесины до 10%, а под открытым небом - не более 18%. Существует много способов сушки древесины. Самый простой и доступный - естественный вид сушки - атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес-склад. При этом не следует забывать о мерах противопожарной безопасности - не загромождать проходы и не перегружать места хранения запасом материала. Доски, брус и другие заготовки для резьбы укладывают в штабеля на металлические, деревянные или иные подставки высотой не менее 50 см. Заготовки укладывают рядами (на пласти или кромки), перекладывая их сухими рейками (брусками) одна над другой, чтобы между заготовками имелись воздушные сквозные вертикальные каналы-просветы. Доски укладывают внутренними пластями вверх для уменьшения их коробления. Считается, что сушка досок поставленных на кромки, происходит быстрее, так как они лучше проветриваются и влага испаряется более интенсивно, но они и больше коробятся, особенно материал повышенной влажности. Штабель пиломатериалов, заготовленных из свежесрубленных и живых деревьев, сверху рекомендуется уплотнить тяжелым грузом для уменьшения коробления. При естественной сушке на торцах всегда образуются трещины, поэтому заготовки должны быть несколько большей длины, чем предполагаемое изделие, так как после сушки приходится спиливать треснувшие торцы. Для предупреждения растрескивания и сохранения материала рекомендуется торцы досок и заготовок для скульптур тщательно закрасить масляной краской или несколько раз пропитать горячей олифой или битумом для защиты пор древесины. Обрабатывать торцы нужно сразу после поперечных перепилов в размер. Если дерево отличается повышенной влажность, то торец просушивают пламенем паяльной лампы, а уже потом закрашивают. Заготовки для скульптуры сушат так же, как и пиломатериалы, - в тени под навесом или в не отапливаемом помещении. Дерево распиливают на отдельные части или раскалывают на чурки с учетом размера будущих скульптур. Стволы (кряжи) обязательно окоряют (очищают от коры), только у торцов оставляют небольшие пояски-муфты шириной 20-25 см для предупреждения растрескивания. Кору очищают для того, чтобы дерево быстрее просыхало и не поражалось жуками - древоточцами. Ствол, оставленный в коре, в относительном тепле с повышенной влажностью быстро загнивает, поражается грибковыми заболеваниями. Для более равномерного испарения влаги и ускорения сушки заготовки или болванки (обработанной заготовки с очертаниями и грубыми формами будущей скульптуры) лучше всего в центе по сердцевине просверлить сквозное отверстие специально удлиненным сверлом или перкой диаметром 30-50 мм. Это дает возможность влаге одновременно испаряться и изнутри, тем самым снимается внутреннее напряжение в заготовке и уменьшается растрескивание. После сушки отверстие забивают пробкой с клеем из однородного материла, подобранного по цвету и фактур. Заготовки для скульптур, особенно больших размеров и повышенной влажности, просыхают в течении 2-3 лет. После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 12-18%. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить. Существует и несколько других способов сушки древесины, в частности для изготовления сувениров, посуды и других изделий. Способ выпаривания или запаривания использовали на Руси еще с древних времен. Заготовки из наростов распиливают на части с учетом размеров будущего изделия, закладывают в обыкновенный чугун, подсыпают опилки из такой же заготовки, заливают водой и ставят на несколько часов в протопленную и остывающую русскую печь "томиться" при температуре 60-70 градусов Цельсия. При этом происходит "выщелачивание" - выпаривание древесины; из заготовки выходят естественные соки, дерево окрашивается, приобретая теплый густо-шоколадный цвет, с ярко выраженным природным рисунком текстуры. Такая заготовка легче обрабатывается, а после окончания сушки меньше растрескивается и коробится.. Способ парафинирования. Заготовки из наростов опускают в растопленный парафин и ставят в печь при температуре 40 градусов Цельсия на несколько часов. Затем древесина еще несколько дней просыхает и приобретает те свойства, что и после запарки: не трескается, не коробится, поверхность становится тонированной с отчетливым узором текстуры. Способ запаривания в льняном масле полу обработанных заготовок для изготовления ковшей, ложек и иной посуды известен на Руси с давних пор. Посуда из древесины, пропаренной в льняном масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании. Этот способ приемлем и сегодня. В емкость кладется заготовка, заливается льняным маслом и проваривается на медленном огне. Существовал в старину и способ сушки кряжей для скульптуры в сухой соломе. Заготовку под навесом закладывали со всех сторон сухой соломой, которая быстро впитывала в себя влагу из дерева и, в свою очередь, опять просыхал, что способствовало ускоренному процессу сушки материала для скульптуры. Способ постепенной досушки. Сейчас многие резчики сушат свои заготовки параллельно с их обработкой - выполнение собственно резьбы. Так как процесс предварительной обработки резного изделия, например ковша, даже из мягких пород весьма длительный, то недостаточно просушенную заготовку с грубо обработанными формами при перерыве в работе заворачивают в несколько слоев пористой бумаги, помещают в полиэтиленовый мешок, плотно завязывают и оставляют в теплом месте. Сухая бумага постепенно впитывает избыток влаги из дерева, меняют ее по мере увлажнения и продолжают резать. Так, постепенно заготовка сушится параллельно с ее обработкой. Литература: Буриков В.Г. Власов В.Н. Домовая резьба - М.: Нива России, 1992-352с. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 2 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |