"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 20-06, 11:30

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Деревообработка
СообщениеДобавлено: 18-02, 02:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-08, 20:26
Сообщения: 37
Откуда: Ижевск, Удмуртия
Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия (Археология СССР - Свод археологических источников (САИ) Е1-55, 1968)
Доски:
Цитата:
Большое количество древесины шло в дело в виде бревен и жердей. Постройки Новгорода в основном сооружены из целых бревен. Когда требовались доски и брусья, их изготовляли прямо на строительстве или в мастерской ремесленника. Как известно, лесопиление в России появилось довольно поздно, только в XVII в. 10 Большинство авторов, касавшихся этого вопроса, объясняли это отсталостью русской техники. Техническая отсталость была, но больше значения имела экономическая и техническая нецелесообразность лесопиления. До последнего времени плотники и столяры предпочитали колотый лес пиленому. Колотый лес, тесовые доски более эластичны и крепче на излом, чем доски пиленые. Тесовые доски меньше коробятся, меньше разбухают под действием влажности и меньше разрушаются. Дело в том, что при пилении волокна у бревна беспрерывно перерезаются, разрываются и связь между ними ослабевает, поэтому они более подвержены гниению и влаге. А то, что при изготовлении тесовых досок отборного леса шло больше, для Новгорода и Руси в целом не представляло экономической проблемы, так как леса было слишком много.

При изготовлении тесовых досок бревно раскалывали. Сначала бревно в один торец и затем по всей длине зарубали, т. е. ударами топора делали щели по прямой линии. В образовавшиеся щели вставляли деревянные клинья и тяжелыми чекмарями заколачивали их последовательно по всей длине до тех пор, пока бревно не раскалывалось. В большое бревно нужно было загнать до 10—15 клиньев. Если бревно было косослойным, то пересекающиеся волокна перерубали топором. Затем производили новый раскол и получали доску. Следует заметить, что раскалывание бревна идет быстрее, чем пиление. При хорошем подборе дерева почти не получается отходов.

Цитата:
Технический анализ деревянных построек и многочисленных изделий из дерева показал, что в древней Руси существовало много технологических способов обработки древесины. В основе разнообразной технологии лежали следующие операции: рубка, теска, раскалывание, долбление, сверление, пиление, строгание, точение (на токарном станке) и различные приемы художественной резьбы.

Рубка топором была одной из самых распространенных операций в технике обработки дерева. Теска (отеска) топором и теслом также находила очень широкое применение. К долблению теслом, долотом и резцом прибегали, когда нужно было образовать соединительные гнезда, различные углубления и впадины в изделиях. При сверлении перовидными спиральными сверлами получали круглые глубокие или сквозные отверстия. Очень часто отверстия в дереве прожигали круглыми раскаленными железными стержнями. Пиление продольной и поперечной пилой применялось только в столярном деле. Бревна и толстые брусья, как мы отмечали, перерубали топором, чтобы предохранить их торцы от гниения. При поперечной рубке разрубленное волокно уплотнялось и закрывалось. Строгание обеспечивало гладкую ровную поверхность. Строгали скобелями, настругами и рубанками. Вытачивание посуды и всевозможных фигурных изделий производилось на токарном станке. Универсальным орудием обработки дерева в малых объемах и размерах служил нож, имевший разные специализированные формы. Ножом можно было выполнить почти все перечисленные выше операции.

(стр.15-16)

Инструмент:
Цитата:
Довольно качественным был в Новгороде и деревообрабатывающий инструмент. Все виды рубящего и режущего инструмента сделаны из высокоуглеродистой стали и термически обработаны 3. Важнейшими инструментами по обработке дерева в Новгороде были топоры, тесла, пилы, скобели, струги, долота, сверла, стамески, бондарные скобельки, наструги, рубанки, уторные пилки, токарные резцы, ручные резцы, резцы для художественной резьбы, специальные ножи, гвоздодеры, чертилки (рис. 3). Кроме того, в инструментарий входили деревянные чекмари, киянки, клинья и ряд других приспособлений.

Топор — самое универсальное орудие для рубки и отески дерева. Топоры изготовлялись с легким лезвием и с наварным стальным острием. Наварные стальные лезвия термически обрабатывались —
закаливались. Деревянные рукояти топоров в отличие от современных были прямыми и довольно длинными. Топоры с прямыми рукоятями имели очень большой коэффициент полезного действия. Он колебался в пределах 0, 8—0, 973.

Тесло — инструмент для выдалбливания в дереве разнообразных выемок и объемов. Применялись тесла трех видов: большие проушные с наварными стальными лезвиями для плотницких, корабельных и подобных работ; втульчатые с коленчатой рукояткой (ширина лезвия колебалась от 1, 5 до 4, 0 см) для изготовления долбленой резной посуды, ложек и подобных изделий; широкие массивные втульчатые, насаживаемые на длинную рукоятку-палку (как у пешни) для изготовления кадок-долбленок, больших корыт и т. п. Иногда лезвия тесел имели полукруглую или полуовальную форму.

Пилы по дереву в древней Руси были широко известны и применялись плотниками и столярами. В Новгороде найдены пилы X в. Они были двух типов: ножовки для поперечного и лучковые для продольного пиления. Полотна пил-ножовок достигали в длину 45 см. Деревянная рукоятка насаживалась на черенок, являвшийся прямым продолжением полотна (как у ножа). Зубья имели треугольную форму и всегда разводились. Заточка режущей кромки зубьев производилась так же, как и в настоящее время. Иногда зубья были двувершинными, как, например, на целой пиле XIII в., найденной в Новгороде, у которой 44 зуба имели по две вершины. На острие каждого крупного зуба треугольной формы делался дополнительный треугольный выпил, образующий две вершины (всего, следовательно, было 88 зубьев). Шаг зуба равнялся 1 см. Пилы изготовлялись из стали и термически обрабатывались — закаливались с последующим высоким отпуском. Лучковые пилы для продольного пиления также имели длинные полотна, до 50—60 см. Профиль полотна и строение зуба лучковых пил были иными, чем у пил-ножовок. Зубья по форме походили на зубья современных продольных пил, т. е. были односторонними и плоскими. Например, у цельностальной лучковой пилы начала XIV в. полотно имело ширину 2, 2 см, зубья были односторонними высотой 0, 22 см и шагом 0, 85 см.

Долото — инструмент для долбления пазов и разных выемок в дереве. Долота были цельнометаллическими со стальными наварными лезвиями. Ширина лезвий колебалась от 0, 6 до 2, 5 см. Долота делались массивными и имели наиболее целесообразную конструкцию лезвия и обуха. По долоту ударяли деревянным чекмарем или киянкой.

Сверло — специальный инструмент для изготовления круглых отверстий в дереве. Сверла по дереву изготовлялись двух типов — перовидные и спиральные. Те и другие имели разные размеры. Диаметр их колебался от 0, 4 до 2, 5 см. Режущие грани были всегда стальными. Сверла насаживались на массивные поперечные деревянные ручки.

Скобель — инструмент для строгания дерева после обработки топором или теслом. Специальные скобели служили также для обдирания коры с бревен. Скобели изготовлялись большие и малые, с прямым или дугообразным лезвием. Тонкие стальные лезвия имели очень маленький угол резания (15— 18°), что обеспечивало им при надлежащей заточке большую остроту.

Наструги — инструменты с деревянной колодкой для более чистого строгания при стружке заданной толщины. Лезвие наструга похоже на маленький прямолезвийный скобель с отходящими вверх ручками. Это лезвие вставлялось ручками в деревянную колодку и закреплялось клиньями, т. е. фиксировало необходимую толщину стружки. Таким инструментом было значительно легче строгать, и поверхность предмета получалась более гладкой, чем при обработке скобелем.

Рубанок появился в Европе в самом начале нашей эры. Наиболее древние рубанки найдены в Помпеях 4. Они имеют уже все присущие современным рубанкам рабочие элементы и детали. Известны были эти орудия и в эпоху Меровингов и Каролингов 5. Столяры и плотники Скандинавии применяли рубанки в эпоху викингов 6. Целые древнерусские рубанки до сих пор не найдены. Но встречено несколько железок особой формы от рубанков 7. Найдены такие железки и в Новгороде. Например, в слоях XII в. найдена железка от рубанка очень хорошей сохранности (18-20-1511). Ширина прямолинейного лезвия равна 4, 8 см, длина железки 13, 2 см. На режущее лезвие наварена стальная полоса.

Токарные резцы известны двух типов: с крючковидным лезвием для внутренних выемок в вытачиваемых предметах и с прямолинейным лезвием для наружной обточки. Те и другие имели стальные лезвия. Новгородские стамески со стальными наварными лезвиями по форме и конструкции были совершенно аналогичны современным.

Бондарные с кобельки — маленькие одноручные скобельки — применялись бондарями для сглаживания клепок вдоль боковых стыков.

Уторные пилки, вставляемые в деревянные уторники, использовались для изготовления уторных пазов в клепках.

Большие струги употреблялись бондарями, как, вероятно, и другими мастерами по дереву, для продольного строгания. Это длинные прямые лезвия длиной до 30—40 см (как у косы-горбуши) с двумя ручками (как у скобеля). Несколько таких стругов найдено в Новгороде в слоях X—XIV вв. (27-29-1050, 18-14-642, 9-8-1954).

Ручные резцы-ложкари имели такое же устройство лезвия, как и у токарных внутренних резцов, но были меньшего размера. Наконец, у резцов для резьбы по дереву были фигурные лезвия, в основном вогнутые и П-образные со специальными удлиненными рукоятками.
(стр. 13-15)

http://www.archeologia.ru/Library/Book/ ... 3bf5d/Info


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-03, 20:02 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Токарный станок

В издании «Древняя Русь. Город, замок, село», найдено следующее изображение токарного станка.

Изображение

Принцип действия аналогичен современному - только вместо электричества использовалась сила мышц. И вращение идет в обе стороны, из-за чего половина времени мастер попросту теряет.

Изначально использовали силу рук.

Изображение

В ходе развития стали использовать различные приспособления, для вращения заготовки. Одним из них было использования упругих материалов. Использовали как целый лук, так и просто достаточно упругую жердь.

Изображение

Изображение

В 2007 году на фестивале Городецкое Гульбище, Артем Приходов, известный так же как Кунла, сделал токарный станок, в качестве рабочей силы он использовал упругую жердь.

Изображение

При поверхностно рассмотрев принцип действия токарного станка средневековья, появляются новые темы для обсуждения: какую форму резцов использовать, какая древесина лучше пойдет, и как её в дальнейшем обрабатывать.

http://buyan-dvor.livejournal.com/11740 ... ine#cutid1

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 00:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-08, 20:26
Сообщения: 37
Откуда: Ижевск, Удмуртия
Колчин Б.А. писал(а):
Точеная посуда. Деревянная посуда, изготовленная на токарном станке, была распространена очень широко. Эта повседневная посуда имелась в каждом новгородском доме. На Неревском раскопе обнаружено более 1100 точеных сосудов и их обломков. 32 сосуда целы, 50 — частично разрушены. 320 фрагментов сохранили полный профиль сосуда, примерно 400 обломков позволяют восстановить форму сосуда, т. е. определить его вид. Остальные 300 фрагментов по форме неопределимы. Точеная посуда найдена во всех ярусах, начиная с самых древних — середины X в. Она обнаружена во многих жилищах и на территории всех усадеб независимо от состоятельности горожан, проживавших в этих владениях.

Три признака позволяют нам выделить изделия, изготовленные на токарном станке. Во-первых, абсолютная концентричность всех линий, форма изделия и, самое главное, повторение профиля по кругу. Такого повторения линий можно достигнуть только при условии, что изделие быстро вращалось и было постоянно закреплено на оси вращения. Во-вторых, очень часто встречаемые и отчетливо видные следы прямолезвийных и круглолезвийных резцов, расположенные по кругу на внешней и внутренней поверхности изделия. В-третьих, повторение на всей поверхности изделия по кругу какой-либо технологической ошибки — царапины, бугорка, подреза и т. п.

"Деревянные изделия" стр31,32

Колчин Б.А. писал(а):
Токарный станок. Деревянная посуда и другие изделия из дерева и кости, выточенные на токарном станке, представлены на раскопе огромным количеством находок. Прежде чем перейти к анализу конструкции токарного станка, мы напомним его кинематическую схему. Основным условием является следующее: обтачиваемый предмет должен вращаться вокруг оси точения, не меняя положения, и должен быть прочно закреплен. Наиболее универсальным решением этого условия было закрепление изделия в прямых неподвижных центрах, проходящих по оси вращения предмета. Круговое движение передавалось непосредственно на предмет, как правило, гибким приводом. Нажимая стальным резцом на поверхность предмета, с вращающегося изделия снимали стружку.

Практическое выполнение этой схемы довольно просто, если обтачиваемый предмет является удлиненным цилиндром того или иного размера и происходит обработка только его поверхности.

Значительно усложняется технологическое выполнение этой схемы, если обрабатываемый предмет не представляет собой удлиненного цилиндра. Тогда необходимо вводить целый ряд промежуточных приспособлений, которые получали бы движение и передавали его на обрабатываемое изделие.

Как мы уже говорили, основным способом, которым изготовляли в древней Руси деревянную посуду, был так называемый пластинчатый. В этой технике выделывали сосуды уже в X в. У чаши, выточенной таким способом, ось вращения не совпадала с направлением волокон древесины, т. е. длина болвана заготовки шла не вдоль, а поперек ствола дерева. Следовательно, радиальный или тангентальный скол от ствола дерева нужно было как-то дополнительно крепить на токарном станке.

В токарном станке имелось специальное устройство для крепления обтачиваемого предмета — шпиндель. Без такого приспособления пластинчатые точеные чаши, достигавшие в диаметре 50 см, изготовить нельзя.

Круговое вращение шпиндель получал через лучковую передачу. Устройство привода заключалось в следующем: веревка, обвитая двумя-тремя петлями кругом стержня шпинделя, одним концом прикреплялась к ножной педали, которая ей давала рабочий ход, а другим — к пружинящему приспособлению, возвращающему веревку в первоначальное положение. Этот универсальный преобразователь возвратно-кругового движения, изобретенный человеком еще в глубокой древности, обладал исключительной жизнеспособностью. Он дожил до нашего времени, а до XVIII в. был единственным.

В средневековых источниках уже Теофил описывает подобные устройства, приводящие в движение болванки давильных станков 32. Токарные станки, изображенные на западноевропейских гравюрах и миниатюрах XIV—XVI вв., везде представлены только с лучковыми передачами 33. И, наконец, в русской кустарной промышленности лучковый привод широко применялся вплоть до XX в. 34

Кроме шпинделя в станке еще необходима задняя бабка — второй опорный центр. Обязательным узлом станка является опора (поддержка) для резца. Известно несколько систем таких опор — от простых стоек, подставляемых к станку, до подручников, укрепляемых на раме. Станина, на которой укрепляют все узлы и детали станка, должна быть прочной и массивной.

Последнее условие, которое необходимо учесть при анализе работы токарного станка, — это чистота поверхности точеной посуды. Наружная и внутренняя поверхности посуды всегда получались чистыми и гладкими. Этого можно было достигнуть только при достаточных скоростях резания. При слишком замедленном резании поверхности будут рваными, с махрами и задоринами.

Конструкция древнерусского токарного станка удовлетворяла следующим техническим условиям: 1) наличие шпинделя; 2) надежность крепления изделия на шпинделе; 3) достаточная мощность привода; 4) прочность и массивность конструкции; 5) большой ход приводной веревки; 6) оптимальные скорости резания.

Среди археологических находок удалось выделить только такие детали токарного станка, как хорошо определимые центровые бобышки от шпинделя и задней бабки и упорные подшипники шпинделя. Но этих деталей вполне достаточно, чтобы надежно определить схему реконструкции станка.

Макроструктурные исследования поверхности всех точеных сосудов нашей коллекции показали, что резцом на токарном станке были выточены стенки сосуда и частично днище и поддон или нижний рельеф. Центральная часть дна сосуда и его нижняя поверхность на поддоне были обработаны вручную прямолинейными движениями резца или стамески (рис. 59).

Изображение
Цитата:
Площадь со следами такой обработки обычно имела диаметр 5—8 см. Таким образом, сосуд заканчивали точением и снимали с токарного станка, когда центральная часть дна и нижнее донце еще не были обработаны и имели конусовидные выпуклые «приливы». В дальнейшем «приливы» на сосуде снимались вручную.

Конусовидные «приливы» были остатками центровых цилиндров, на которых держался сосуд в центрах токарного станка. Они свидетельствуют, что сосуд на станке вытачивали за одну установку, без каких-либо перемещений на шпинделе и задней бабке.

Бобышки. Центровые бобышки являются остатками центровых цилиндров, на которых был закреплен сосуд в токарном станке в последние моменты его изготовления. Они встречены на раскопе в разных хронологических слоях. Всего их найдено более 40, причем они располагались в пяти местах группами, по нескольку штук на площади двух — пяти соседних квадратов. Это отходы производства токарных мастерских, находившихся на тех же участках. Хронологически находки распределялись так. Девять бобышек найдены в ярусе 13, пласте 12, на квадрате 1958 и соседних; восемь бобышек — в ярусе 11, пласте 15, на квадратах 1190, 1255 и 1284; четыре бобышки — в ярусе 9, пласте 12, на квадратах 886 и соседних; пять бобышек — в ярусе 4, пласте 3, на квадрате 653. Самая большая группа — 16 бобышек — найдена в ярусе 3, пластах 1—2, на квадратах 1639, 1645, 1651, 1653.

Бобышки представлены, как и следовало ожидать, двумя типами. Одни имеют форму конуса с плавными стенками, всегда сохраняющими остатки черновой обработки круглым токарным резцом. На плоской части основания конуса хорошо заметны следы от металлического трезубца, на который насаживали баклушу изготовляемого сосуда

Изображение
Цитата:
Другие бобышки имели форму удлиненного цилиндра, оканчивающегося с одной стороны плоским дном с конусовидным углублением в центре вращения, а с другой — конусом, подобным бобышке первого типа. Как на конусе, так и на цилиндре всегда есть следы круглого токарного резца. Диаметр конусовидного выема на плоском донце цилиндра достигает 1—1, 5 см. В этот выем входил центр задней бабки при креплении на токарном станке заготовки сосуда.

Заготовка пластинчатого сосуда представляла собой баклушу, изготовленную из кряжа ствола дерева

Изображение
Цитата:
Кряж рубили или распиливали на части, равные по высоте диаметру будущего изделия с небольшим припуском на обработку. Затем эти кряжи раскалывали на половины, из которых каждую отесывали топором с выпуклой стороны до формы сплюснутого или вытянутого полушара, в зависимости от вида и размеров изготовляемого сосуда. После этого баклушу устанавливали на токарном станке. Выпуклой сферической или конусообразной стороной баклушу крепили неподвижно на шпинделе станка, а к противоположной плоской части баклуши, к центру ее вращения, подводили опорный конус задней бабки. Для этого предварительно в указанном месте у баклуши делали конусовидный выем.

Упорные подшипники являются массовой находкой, но лишь некоторые из них относятся к шпинделю токарного станка.
Изображение
Цитата:
При реконструкции формы станка в целом и определении того или иного узла мы брали самые упрощенные варианты, хорошо известные в этнографии или историко-технической литературе.

Основа станины — мощная рама — состояла из двух массивных стоек, сделанных из широких и толстых тесин. На высоте около 70 см между этими стойками проходили два поперечных бруса, образуя ствол станка. Между поперечными брусьями был промежуточный паз, в котором закреплялись передняя стойка шпинделя и задняя бабка. Их закрепляли на столе шиповым хвостом с клиновым запором. Шпиндель представлял собой круглый стержень диаметром в 5 см. Один конец шпинделя имел конический срез, а на другом находилась головка, в которую были неподвижно вставлены железные острия, образующие трезубец головки шпинделя. Шпиндель, проходя через подшипник передней стойки, упирался коническим концом в упорный подшипник станины. В задней бабке на уровне шпинделя имелось квадратное отверстие, в которое вставляли брус заднего центра. В неподвижном состоянии брус закреплялся клиновым запором. На конце бруса было острие, закрепляющее обтачиваемый предмет.

Трансмиссией шпинделя служила лучковая передача. Приводная веревка шла от пружинящего потолочного приспособления к ножной педали. Поддерживали резец специальная стойка или брус, лежащий на передней и задней бабке.

Изображение
"Деревянные изделия" стр72-76


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 01:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-08, 20:26
Сообщения: 37
Откуда: Ижевск, Удмуртия
Цитата:
деревообделочный инструментарий является одной из массовых археологических находок, встречаемых в древнерусских городских и городищенских слоях. Многочислен и разнообразен этот инструментарий также в коллекциях Неревского раскопа. За 5 лет на этом раскопе в слоях X—XVI вв. найдены следующие инструменты: 72 топора, 7 тесел, 8 пил, 28 долот, 15 сверл, 18 скобелей, 1 скобелька, 7 стамесок, 9 токарных резцов, 2 уторные пилки, 2 фигурных долота, 3 резца для художественной резьбы, 15 гвоздодеров.


Цитата:
Резцы. Этим инструментом пользовались токари по дереву и ковшечники для внутренних выемов. Различие между крючковидными токарными и ручными резцами было лишь в длине инструмента и массивности рукоятки. У токарных резцов деревянная ручка делалась всегда длинной и толстой для того, чтобы было удобно держать их на каретке станка. Кроме того, у резцов, предназначенных для глубоких выемов, был удлиненным самый стержень инструмента (например, у резца 6-9-1239). У ручных резцов (их часто называют ложкарками) ручки делались тонкими и небольшими, удобными для держания в руке.

На Неревском раскопе крючковидных резцов для внутренних выемов найдено 9 экземпляров. Все они конструктивно однотипны, хотя обнаружены в различных слоях — от X в. до XIV в. включительно. Конструкция резца довольно проста: на конце железного стержня имеется плоская круто загнутая языкообразная тонкая пластина с двусторонним лезвием
Изображение
Цитата:
Такая конструкция резца технологически оказалась наиболее целесообразной и дожила до наших дней. Даже в настоящее время крючковидный резец является единственным инструментом в токарном производстве по дереву для обработки внутренних поверхностей 24.

Конструкция, форма и размеры резцов и их размещение по ярусам приведены в табл. 13. Угол резания на лезвие резца колебался около 32°.
Изображение
Цитата:
Технология производства резцов нами изучена на 3 образцах. Два резца (18-20-1047, 18-23-158) были подвергнуты микроструктурному анализу и один (6-9-1239) — макротравлению. Микрошлифы на резцах были сделаны на самих лезвиях. Микроструктурный анализ обнаружил 2 технологические схемы изготовления лезвия резца. На резце 18-20-1047 лезвие было двуслойным, т. е. состояло из 2 пластин — железной и стальной (рис. 24, 3). Стальная полоска толщиной 1, 1 мм, проходящая через все сечение лезвия, была приварена с внутренней стороны крючка лезвия и выходила на режущую грань резца. На резце 18-23-158 обнаружилась обычная схема наварки стального лезвия на железную основу (рис. 24, 4; сварочный шов — рис. 25, 4). Резцы были подвергнуты термической обработке. Структура мартенсита, обнаруженная на обоих резцах, свидетельствует о закалке, которой были подвергнуты лезвия резцов.

рис 24(Технологические схемы. 1 — долото XII в. (17-18-941); 2 — долото XIII в. (12-13-1025); 3 — резец XII в. (18-20-1047); 4 — резец XII в. (18-23-158); 5 — скобель конца XIII в. (10-14-1259); 6 — скобель XII в. (16-24-719). Темное поле — сталь, белое — железо.)
Изображение
рис 25(Макроструктура и микроструктура. 1 — макроструктура скобеля конца XIII в. (10-14 1259); темная полоса — наваренная сталь лезвия; нат. вел.; 2 — микроструктура скобеля конца XIII в. (10-14-1259), сварочный шов; 3 — микроструктура ножниц XIII в. (11-16-282), сварочный шов; 4 — микроструктура резца XII в. (18-23-158), сварочный шов; 5 — микроструктура кресала XIV в. (7-10-423), сварочный шов; 2—5 — увеличение 140.)
Изображение
КолчинБ.А. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого, стр 42,43


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04, 07:59 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Сушка древесины и обработка деревянных предметов для предотвращения растрескивания.

Сушка древесины. Для выполнения любого вида резьбы дерево должно быть сухим. Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше коробится, не подвержена загниванию, легко склеивается, лучше отделывается, более долговечна, готовые изделия не растрескиваются. Любая древесина самых различных пород очень чутко реагирует на изменение влажности окружающей среды. Это свойство является одним из недостатков лесоматериалов. При повышенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещения она усыхает и коробится. Поэтому для домовой резьбы дерево необходимо высушивать до той степени влажности, которая предполагается в дальнейшем при эксплуатации резных изделий. В помещении достаточна влажность древесины до 10%, а под открытым небом - не более 18%. Существует много способов сушки древесины. Самый простой и доступный - естественный вид сушки - атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес-склад. При этом не следует забывать о мерах противопожарной безопасности - не загромождать проходы и не перегружать места хранения запасом материала. Доски, брус и другие заготовки для резьбы укладывают в штабеля на металлические, деревянные или иные подставки высотой не менее 50 см. Заготовки укладывают рядами (на пласти или кромки), перекладывая их сухими рейками (брусками) одна над другой, чтобы между заготовками имелись воздушные сквозные вертикальные каналы-просветы. Доски укладывают внутренними пластями вверх для уменьшения их коробления. Считается, что сушка досок поставленных на кромки, происходит быстрее, так как они лучше проветриваются и влага испаряется более интенсивно, но они и больше коробятся, особенно материал повышенной влажности. Штабель пиломатериалов, заготовленных из свежесрубленных и живых деревьев, сверху рекомендуется уплотнить тяжелым грузом для уменьшения коробления. При естественной сушке на торцах всегда образуются трещины, поэтому заготовки должны быть несколько большей длины, чем предполагаемое изделие, так как после сушки приходится спиливать треснувшие торцы. Для предупреждения растрескивания и сохранения материала рекомендуется торцы досок и заготовок для скульптур тщательно закрасить масляной краской или несколько раз пропитать горячей олифой или битумом для защиты пор древесины. Обрабатывать торцы нужно сразу после поперечных перепилов в размер. Если дерево отличается повышенной влажность, то торец просушивают пламенем паяльной лампы, а уже потом закрашивают. Заготовки для скульптуры сушат так же, как и пиломатериалы, - в тени под навесом или в не отапливаемом помещении. Дерево распиливают на отдельные части или раскалывают на чурки с учетом размера будущих скульптур. Стволы (кряжи) обязательно окоряют (очищают от коры), только у торцов оставляют небольшие пояски-муфты шириной 20-25 см для предупреждения растрескивания. Кору очищают для того, чтобы дерево быстрее просыхало и не поражалось жуками - древоточцами. Ствол, оставленный в коре, в относительном тепле с повышенной влажностью быстро загнивает, поражается грибковыми заболеваниями. Для более равномерного испарения влаги и ускорения сушки заготовки или болванки (обработанной заготовки с очертаниями и грубыми формами будущей скульптуры) лучше всего в центе по сердцевине просверлить сквозное отверстие специально удлиненным сверлом или перкой диаметром 30-50 мм. Это дает возможность влаге одновременно испаряться и изнутри, тем самым снимается внутреннее напряжение в заготовке и уменьшается растрескивание. После сушки отверстие забивают пробкой с клеем из однородного материла, подобранного по цвету и фактур. Заготовки для скульптур, особенно больших размеров и повышенной влажности, просыхают в течении 2-3 лет. После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 12-18%. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить. Существует и несколько других способов сушки древесины, в частности для изготовления сувениров, посуды и других изделий.

Способ выпаривания или запаривания использовали на Руси еще с древних времен. Заготовки из наростов распиливают на части с учетом размеров будущего изделия, закладывают в обыкновенный чугун, подсыпают опилки из такой же заготовки, заливают водой и ставят на несколько часов в протопленную и остывающую русскую печь "томиться" при температуре 60-70 градусов Цельсия. При этом происходит "выщелачивание" - выпаривание древесины; из заготовки выходят естественные соки, дерево окрашивается, приобретая теплый густо-шоколадный цвет, с ярко выраженным природным рисунком текстуры. Такая заготовка легче обрабатывается, а после окончания сушки меньше растрескивается и коробится..

Способ парафинирования. Заготовки из наростов опускают в растопленный парафин и ставят в печь при температуре 40 градусов Цельсия на несколько часов. Затем древесина еще несколько дней просыхает и приобретает те свойства, что и после запарки: не трескается, не коробится, поверхность становится тонированной с отчетливым узором текстуры.

Способ запаривания в льняном масле полу обработанных заготовок для изготовления ковшей, ложек и иной посуды известен на Руси с давних пор. Посуда из древесины, пропаренной в льняном масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании. Этот способ приемлем и сегодня. В емкость кладется заготовка, заливается льняным маслом и проваривается на медленном огне.

Существовал в старину и способ сушки кряжей для скульптуры в сухой соломе. Заготовку под навесом закладывали со всех сторон сухой соломой, которая быстро впитывала в себя влагу из дерева и, в свою очередь, опять просыхал, что способствовало ускоренному процессу сушки материала для скульптуры.

Способ постепенной досушки. Сейчас многие резчики сушат свои заготовки параллельно с их обработкой - выполнение собственно резьбы. Так как процесс предварительной обработки резного изделия, например ковша, даже из мягких пород весьма длительный, то недостаточно просушенную заготовку с грубо обработанными формами при перерыве в работе заворачивают в несколько слоев пористой бумаги, помещают в полиэтиленовый мешок, плотно завязывают и оставляют в теплом месте. Сухая бумага постепенно впитывает избыток влаги из дерева, меняют ее по мере увлажнения и продолжают резать. Так, постепенно заготовка сушится параллельно с ее обработкой.

Литература:

Буриков В.Г. Власов В.Н. Домовая резьба - М.: Нива России, 1992-352с.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:

| |

Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB