Кёнигсберг - Калининград
Вот, например, реконструкция Кенигсбергского замка г-на Бахтина, автора многочисленных известных реконструкций тевтонских замков
Цитата:
В августе 1457 г. резиденция главы Тевтонского ордена переместилась в Кёнигсберг. Гроссмейстер поселился в северном крыле замка. Новую резиденцию первым делом надо было получше укрепить. И по инициативе Эльбингского комтура Генриха Реуса фон Плауэна (позднее за усердие его выбрали гроссмейстером Ордена) были сооружены два укрепления. На востоке на левом берегу старого рукава Прегеля в 1457 г. было выстроено Иерусалимское укрепление, а на западе на горе Фиалок (Фейльхенберг) было построено другое укрепление. Помимо общевоенных целей, эти два сооружения служили недвусмысленным предупреждением Кнайпхофу, где не остыли страсти после войны с соседними городами.
О возведении города КёнигсбергаПосле отбытия короля братья без промедления и ожидания начали подготавливать орудия и механизмы в количестве, необходимом для строительства. И когда все было готово, братья снарядили поход на тех прусов, которым они доверяли, забрали их с собой и те построили на горе, на которую указал король, укрепления для замка там, где еще до сих пор стоит старый замок. Замок назвали Кёнигсберг – в честь великого короля Оттокара, который им посоветовал здесь построить замок. Прусское население назвало этот замок Твангсте – по имени леса, который окружал замок. Строительство замка началось в год Господень 1250 и длилось пять лет до завершения.
Тогда же
комтуром в замок был назначен брат Бурхард, прозванный Хорнхаузеном. Ему было предоставлено для поддержки достаточное количество братьев и разного люда, которые оставались с ним. Позже замок был перенесен на другое место, на другой склон этой же горы, где сейчас и располагается. Этот замок был обнесен двойной стеной и построены новые башни.
http://vostlit.narod.ru/Texts/rus12/Eroschin/text.htmDarius Przbudek, "Borussia" 1992 г. под редакцией SchweinschnitzelПервый поход крестоносцев в Самбию в 1252-53 гг. закончился полным поражением. Погиб сам комтур Христбурга Генрих Штанге. Крестоносцы были вытеснены с территории и были вынуждены скрыться в только ещё строящемся замке Мемель. В этой трудной ситуации дипломатия Ордена пустила в ход все средства, чтобы с чужой помощью спастись их беды. Великий магистр Поппо фон Остерн отправился аж ко двору папы с целью мобилизации сил для поддержания интересов крестоносцев, а варминский епископ Анзелии прибыл в Ottomu, чтобы через епископа Бруно просить о военной помощи у пражского двора. С этой же целью осенью 1254 года появился в Праге также и Великий магистр. Папа Иннокентий IV, рьяный опекун Ордена, даже ускорил мирные переговоры чешского владыки (повелителя) с венгерским королём Белой, и кроме того для привлечения на свою сторону князя Оттокара, дал указание легату (послу) Бернарду Неаполитанскому предоставить полномочия какого-нибудь из викариев (епископ без епархии) архиепископу Моденскому, который находился в отлучении от церкви, короновать чешского князя и его назначил также верховным главнокомандующим всех крестоносцев. Пржемысл Оттокар принял руководство походом. Однако, по-видимому, не только чтобы выполнить волю папы. Это давало ему поддержку Ордена в его борьбе за наследство после Бабенбергов и римскую корону.
На Новый год 1255 г. объединённая армия крестоносцев, которая могла насчитывать около 50 тысяч человек, выступила в сторону Пруссии, через Хельм, где Оттокара встретил (приветствовал) Великий магистр Поппо фон Остерн вместе с Бернхардом фон Хорнхаузен (будущим комтуром Кёнигсберга).
Согласно Дуйсбургу, Оттокар мог посоветовать крестоносцам, где должны заложить замок. Более ранний источник, которым, вероятно, Петр из Дуйсбурга пользовался (Exordium Ordinis Cruciterjrum), явно (бесспорно) приписывает чешскому князю приказание строительства замка на указанном (рекомендуемом) им месте. Много современных источников также упоминают о какой-то дарственной записи Оттокара на строительстве замка. Существует также версия, что этот замок согласно пожеланию чешского князя должен быть назван Самбин. Упрощая всю проблему можно свести до двух слов: приказ или просьба?
Независимо от всего, Кёнигсберг, однако, всегда уважал и чтил Пржемысла Оттокара II как своего патрона (хозяина, покровителя). На первом гербе комтура Кёнигсберга от 1262 года виднеется коронованный человек со скипетром и яблоком в руках, а на самом старом гербе города виден рыцарь в доспехах, в короне и со скипетром. Эти символы бесспорно относятся к королю Чехии.
http://www.13c.ru/texts/ottocar.htmlhttp://www.foto.radikal.ru/f.aspx?b06031ddd20568c9bjpgМакет-реконструкция Королевского замка
Кёнигсберг в Пр. Внутренний двор Замка.
Внутренний замковый двор - размером с солидную городскую площадь - свидетель множества событий. Еще во времена Тевтонского ордена здесь проходили рыцарские турниры, а приглашенные наблюдали за действом с деревянной галереи справа. Здесь представали перед взорами многочисленной толпы только-что коронованные монархи и проводились пышные праздненства. На месте средневекового замкового колодца в центре площади в более позднее время появился фонтан, окруженный зеленью.
Три города КенигсбергаИзвестно, что зимой 1255 года в северную часть Пруссии и на полуостров Земланд вторгся отряд крестоносцев. Самым старшим «по чину» в отряде был чешский король Отакар II Пржемысл. Рыцари захватили и разрушили прусскую крепость Твангсте, а на ее месте поставили новое укрепление. Крепость получила название Кенигсберг, что значит: Королевская гора. Постепенно возле крепости возникли поселения, ставшие городами.
Селение между крепостью и рекой Прегелем получило название Альтштадт. С 28 февраля 1286 года, согласно грамоте прусского ландмейстера Конрада фон Тиренберга, Альтштадт стал официально именоваться городом.
27 мая 1300 года кенигсбергский комтур Брюхавен предоставил городские права второму поселению. Сначала его назвали Нейштадт, но потом прижилось другое название — Лёбенихт. Этот город расположился восточнее крепости.
В апреле 1327 года гроссмейстер Тевтонского ордена Вернер фон Орзельн объявил о даровании городских прав Кнайпхофу, который находился на острове, образованном рукавами реки Прегель.
С течением времени в состав кенигсбергских городов стали вливаться близлежащие ремесленные поселения, деревни и слободы. Таким образом, в устье Прегеля образовался своеобразный урбанизированный конгломерат. Над ним доминировал крепость-замок на горе, который, собственно, и назывался Кенигсбергом. К нему примыкала небольшая территория к северу и северо-западу, являющаяся собственностью Тевтонского ордена.
Около замка, как уже было сказано, приютились три средневековых города: Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф. Они обладали довольно широким набором привилегий, входящих в понятие Кульмского (Хельмского) права. Система суверенных городских прав сложилась в Германии еще в XIII веке под названием «Магдебургское право». Его прусская разновидность ориентировалась на высшие апелляционные инстанции в городе Кульм (Хельм), а затем в городе Торн (Торунь).
В 1270 г. около реки Прегель началось строительство Альтштата, старого города. Он был первым из трех городов, которые, объединившись позднее, образовали Кенигсберг. Границы его росли быстро. В то время, чтобы получить статус города, поселению необходимо было иметь определенное количество граждан. Они расселялись по дворам, а каждому двору на плане города соответствовала одна клеточка. Когда все клетки, предусмотренные в плане, заполнялись, город считался построенным. Для контроля над строительством домов приглашался всадник с длинным копьем определенной длины. Он проезжал по улицам, и если острие копья задевало строение, то домовладелец должен был его сломать или заплатить соответствующую пеню.
Колонистов в XIII веке было так много, что через несколько лет у ордена возникла необходимость основать еще один город, который стал называться Либенихт. Он был удален от реки, в нем не было порта и складов, поэтому населению Либенихта пришлось заняться земледелием и ремеслами. Порядки, которые царили в городе, завозились переселенцами с оставленной родины. Каждый мог добиваться своих прав только в том случае, если состоял в каком-либо союзе. На основе "закона о попрошайничестве" возникло даже объединение нищих, которым предоставлялась концессия. Заплатив налог, они могли спокойно собирать подаяния.
Либенихт, так же как и Альтштат, быстро заселили. Вновь прибывшие колонисты из Европы начали осваивать третью территорию, расположенную на острове Кнайпхоф. Отношения между городами были натянутыми, часто доходило до локальных войн, особенно когда Кнайпхоф перекрывал Альтштату дорогу на юг.
На речном острове в 1333 г. начал строиться Кафедральный собор, посвященный Деве Марии и Святому Адальберту, первому крестителю, которого пруссы-язычники принесли в жертву своим божествам. Собор строили 50 лет. Вокруг него жили в основном духовные лица. Епископ намеревался сделать из церкви крепость. Однако крестоносцам эта идея не понравилась. Тогдашний магистр определил безопасную для ордена высоту собора и толщину его стен.
Цитата из книги:“Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны. Исторические очерки, документы, материалы.” Калининград, 1996
Цитата:
Крепость Кенигсберг стала важнейшим исходным пунктом онемечивания Замланда. Крепость сооружалась сначала из земли и дерева на южной стороне возвышенности. Позднее был возведен каменный замок. В 1270 г. около р. Прегель началось строительство города Альтштадта, первого из трех городов, которые, позднее объединившись, образовали город Кенигсберг. К этому времени возле замка уже возникло довольно крупное поселение. В 1261 г. во время восстания пруссов оно было разрушено, но замок, хотя и недостроенный, осаду выдержал. Возведение города между крепостью и Прегелем, у границы речного и морского судоходства, создавало благоприятные, условия для его развития. Город покрылся сетью улиц, пересекавшихся под прямым углом, имел свою торговую площадь, на которой были сооружены ратуша и церковь. За городскими крепостными стенами, где Прегель делает крутой изгиб, жители города построили порт со складами (ластади) и иные сооружения. Сейчас на этом месте белеет бетонный парус и стоит Дворец спорта “Юность”. 28 февраля 1286 г. Альтштадт получил от ландмейстера Конрада фон Тирберга грамоту, удостоверяющую его права в качестве города.
Новые колонисты, прибывавшие в Альтштадт, не могли поселиться в нем, так как земельные участки уже были поделены. Колонисты устраивались восточнее города, создавая свое поселение. 20 мая 1300 г. кенигсбергский комтур дал этому поселению статус города, который стал называться Лёбенихтом (от древнепрусского Липник). Новый город не имел выхода к реке, своего порта, складов, а потому формировался как земледельческий.
Создание третьего города было непосредственно связано с деятельностью замландского епископа. Ему принадлежала вся земля к северу от Прегеля. Сам же епископ, его резиденция и соборный капитул находились в Альтштадте, где церкви принадлежала треть возвышенности, на которой находился замок Кенигсберг. Здесь же в 1300 г. на окраине города был построен и временный деревянный собор.
Ордену удалось склонить замландского епископа отказаться от своей части земли в обмен на участок за Прегелем, на острове Кнайпхоф (от прусского названия острова Книпав). Против такого предложения не возражал и соборный капитул, которому были тесны рамки Альтштадта. Епископ перенес свою резиденцию в Фишхаузен (Приморск), а на острове стал строиться новый каменный кафедральный собор, вокруг которого спешили обосноваться каноники, епископский двор, отдельные мастерские ремесленников, соборная школа. Так в округе Кенигсберга возникло островное поселение главным образом духовных лиц, рядом с которым на западной части острова 5 апреля 1327 г. гроссмейстер Вернер фон Орзельн учредил город Кнайпхоф.
Новый город поспешил, как и его собратья Альтштадт и Лёбенихт, отгородиться от врагов каменными стенами толщиной в 2,5 метра и башнями, построить свою ратушу, открыть рынок. Кнайпхофцы получили место для складских помещений, построили портовые сооружения и стали торговать.
От епископской части острова город не стал отделяться сплошной стеной, так как не имел своей церкви и ее функции исполнял кафедральный собор. Ремесленники города принимали участие в его сооружении. Собор предполагалось сначала сделать церковью-крепостью, подобно соборам в Мариенвердере и Фрауенбурге. Но там не было орденских крепостей, как в Кенигсберге, а допустить существование рядом с собой епископской крепости орден не хотел. Поэтому магистр Лютер фон Брауншвейг издал специальное предписание, строго определяющее, какими должны быть максимальная высота собора, толщина его стен, размеры других деталей.
Собор строился около пятидесяти лет. В его основание забили сотни дубовых свай, и, когда в 1380 г. строительство было закончено, взору предстало гигантское сооружение. Поражали монументальность кирпичной готики храма, красота главного зала со сводчатым потолком, боковые нефы, которые соединялись с вершиной центрального.
• Хорнхаузен Бурхард фон (.. - 1260) комтур Замланда (1254), первый командир гарнизона Кенигсберга (1255), ландмейстер Лифляндии (1257). Руководил постройкой первых укреплений кенигсбергского замка, перестройкой замка Велау (1256). Во время похода в Унзатрапис (Военштоп) основал ряд замков на месте прусских крепостей: Алленбург, Гросс Вонсдорф. Погиб в битве на оз. Дурбе.
• Лиделау Дитрих фон, фогт Самбии (1278 – 92), предводитель похода рыцарей Тевтонского ордена в район р. Инстер (1273). В 1275 по заданию ландмейстера Конрада фон Тирберга предпринял разведывательный позод в Надровию, во время которого захватил прусскую крепость Каминисвике. В 1277-78 начал наступление из замка Лабегове (Лабиау, Полесск) на скаловские земли. Захватил и сжег прусскую крепость Раганиту (Рагнит, Неман). В 1278 или 1279 захватил прусскую крепость Рамиги (Рамбинас). Именем Д. фон Лиделау была названа одна из башен Кенигсбергского замка.
Выше указаны статьи из моего будущего словаря об известных деятелях Восточной Пруссии. Фогт Лиделау может и являлся строителем замка Кенигсберг, но не "перво-" и не главным... Кстати, башня фогта Лиделау находилась не в углу, а по центру северного крыла между старой аптекой и зернохранилищем (данные на 1350 г.) так эта башня и достояла ах до самого 1969 года, когда и была взорвана...
Об истории Кенигсберга написано немало книг. Имеется обширная научная литература. Поэтому мы решили ограничиться фрагментарным изложением фактов, относящихся исключительно к истории города и крепости.
С незапамятных времен на горе, которую пруссы называли Твангсте, стояло прусское укрепление. Слово «Твангсте» (Тувангсте), если верить Петру из Дусбурга, проистекает от названия леса, окружавшего это место. По другим источникам, слово это означало — «запруда, плотина».
Имеется смутное упоминание, что в конце X века датский викинг (морской разбойник) Ховкин (сын короля Харальда I Синегубого), пытался основать поселение где-то в устье Прегеля. Обнаружены также сведения об этом в германской хронике за 1242 год. Тогда депутация города Любека вела переговоры с магистром ордена в Пруссии о постройке свободного (вольного) торгового города на горе у Прегеля. Но как видим, благие намерения не осуществились.
Лавры основателя Кенигсберга достались чешскому королю Пржемыслу II Отакару (1230—1278). Он привел хорошо обученный отряд и быстрым маршем прошагал по Самбии. Покидая пределы Пруссии в январе 1255 года, король повелел гроссмейстеру на месте городища Твангсте поставить христианскую крепость. К строительству приступили в первых числах сентября. Когда были готовы два деревянных блокгауза, место назвали «Кенигсберг» (Королевская гора). Есть и другие версии по поводу названия, но мы не станем на них останавливаться. Лучше дадим краткую хронологию Замка.
Кенигсбергский замок
1255 — основание крепости Кенигсберг на горе Твангсте;
1257 — западнее блокгаузов начато строительство укреплений из камня, оно имело ширину 67 и длину 105 метров;
1262 — восставшие пруссы сожгли деревянную крепость;
1278 — начато строительство помещений в северной части замка, работы завершились в 1292 году;
1350 — закончено строительство зданий конвента и фирмации;
1450 — закончено возведение западной башни;
1457 — замок становится резиденцией гроссмейстера Тевтонского ордена;
Кёнигсберг
До прихода в Пруссию крестоносцев место, которое Тевтонский Орден назовет Кёнигсбергом, а Советская власть Калининградом называлось Твангсте. Если бы мы следовали российской традиции отсчитывать возраст города от момента первого его упоминания, то сейчас праздновали бы не 750-летие, а, по меньшей мере, тысячелетие. Именно к этому времени - к X -XI векам относятся упоминания скандинавами городища и укрепления на холме, а археологи эти свидетельства уверенно подтверждают. Да и странно было бы, если б здесь, где сходились границы прусских племенных земель Самбии, Вармии и Натангии, и где начинались многие водные торговые пути Европы, в том числе и один "из варяг в греки", до крестоносцев никому не пришло в голову устроиться, контролируя вход в Пруссию с залива.
Впрочем, люди здесь жили и до пруссов. Те же археологи давно уже находят на холме и под ним следы поселения, которым не менее пяти тысяч лет. Между прочим, автор этих заметок когда-то с изумлением наблюдал в России празднование полутора тысяч лет какого-то захудалого городишки Каменки с его двумя тысячами жителей. Так может, отметили бы не 750, а - по-российски - пятитысячелетие нашего города? Чего мелочиться?
Не получается. И виной тут не наша скромность, а, засевшая в головах, стройная схема истории города, начатая якобы его отцом-основателем - королем Богемии Отакаром Пржемыслом II.
А между тем, и самое начало этой истории, и ее идеологический фундамент весьма сомнительны. Версию о поименовании рыцарями Немецкого Ордена строящегося замка - Кёнигсберг / Королевская Гора - в честь короля Пржемысла нам подсунул первый хронист Пруссии Петер фон Дуйсбург. Правда, как-то робко подсунул, сам не думая, что ему в это поверят. Тем не менее, эту легенду подхватили его последователи летописцы, она прижилась, и сегодня считается, чуть ли не аксиомой. Более того, подвизающиеся на ниве краеведения, журналисты, нахватавшись исторических сведений из статей своих же, столь же грамотных, коллег, уже с легкостью утверждают, что сам король и построил замок. Эту милую газетную сказку о короле-строителе, мы здесь, разумеется, и рассматривать не будем. Но от Пржемысла II Отакара, открещиваться не станем. Кстати, это его скульптура - первая слева, если смотреть со стороны города, украшает Королевские ворота Кёнигсберга.
К тому времени, когда Отакар решил облагодетельствовать человечество крещением пруссов, ему было двадцать четыре года, и он только год, как прибавил к своим коронам маркграфа моравского и герцога австрийского корону короля Богемии. Титулов у него было много, подвигов маловато. Походы в Святую Землю уже вышли из моды, а пограничные стычки с князьями-соседями славы не приносили. И вот тут приятель Пржемысла маркграф Бранденбурга Оттон и подсказал ему счастливую мысль - развлечься в Пруссии. Петер фон Дуйсбург утверждает, что для этого богоугодного дела они собрали шестьдесят тысяч рыцарей. Врет, разумеется. Высокородных бездельников было, конечно, в Европе тогда много, но не настолько. Кроме того, если представить, что вся эта тяжеловооруженная толпа на лошадях вместе со своими оруженосцами и кнехтами /пехотинцами/ взгромоздилась на хрупкий лед залива Фриш гафф, а именно по нему из замка Бальга на южное побережье Самбийского полуострова и была направлена атака крестоносцев, то нетрудно догадаться о последствиях такого похода. Но даже если рыцарей было только шестьсот, по тем временам это была уже гигантская армия, и ее вполне хватало, чтобы пронестись по полуострову, грабя и разоряя поселки, ничего не подозревавших, самбов - "спалив все, что могло быть взято огнем, и захватив в плен, и убив многих людей"*. Крупные крепости пруссов, такие, как Гермау, благородные рыцари предпочли обойти стороной. "Когда же труд паломничества его был совершен, король вернулся в свое королевство, не понеся больших потерь"*. Был ли Отакар в Твангсте, достоверных сведений не существует. Правда, Петер фон Дуйсбург намекает: якобы, между прочими делами, посетил король и то место. Но намек этот настолько невнятный, не подтвержденный ничем, кроме предположений Петера, что верить ему трудно. Скорее всего, Отакар и не подозревал ни о городище Твангсте, ни о планах Ордена построить там замок. А орденские монахи-воины попросту использовали его тщеславие для вторжения в Самбию, которое им не удавалось долгие годы. Кроме того, не стали бы члены Ордена, признающие только один авторитет - Самого Господа, ну, и еще немножко - его наместника на земле, папы Римского, рыцари, многие из которых были не менее родовитыми, чем Пржемысл II, называть свой замок в честь, какого бы то ни было монарха на земле. Так что, к Кёнигсбергу король Богемии, вопреки легендам, не имеет никакого отношения.
Гораздо интереснее другое: откуда вообще взялся этот топоним "Кёнигсберг - Королевская Гора"? Ведь доподлинно известно, что у рыцарей Ордена не было привычки напрягать воображение, и захваченные замки или поселки они не переименовывали. Если поселок у пруссов назывался Тапиов, а замок - Гирмова, то так они и оставались в веках, со слегка переиначенными на германский лад названиями: "Тапиау", "Гермау". Как же случилось, что словосочетание "Королевская Гора" заменило "Твангсте"? Очень любопытна версия доктора Кулакова. Он считает, что не было никакой подмены, а просто холм, на котором Орден выстроил замок, уже до прихода в Пруссию крестоносцев назывался "Конунггарб" - "конунг" - по-скандинавски "князь" или "король"; "гарб" - по-прусски "гора". Если кого-то смущает этот скандинаво-прусский лингвистический гибрид, то стоит заметить, что в Самбии, где издревле поддерживались дружеские связи с викингами, это было вполне допустимо. А орденские братья, не мудрствуя, перевели топоним на немецкий язык: "Конунггарб" - "Кёнигсберг". Если предположение Владимира Кулакова верно, то, к сожалению, нам вряд ли уже удастся когда-нибудь узнать, в честь какого же короля носит имя наш стольный град Кёнигсберг? И мы получаем еще одно белое пятно в истории этой загадочной страны - Пруссии. Впрочем, мы, кажется, вслед за Петером из Дуйсбурга начинаем дрейфовать в сторону фантазий. Не хотелось бы.
Между прочим, Отакар Пржемысл II после того похода зимой 1254-55 годов был в Пруссии еще раз - в 1268 году, о чем очень не любят вспоминать его поклонники. Второе пришествие короля Богемии в Пруссию было менее удачным - дружины пруссов гнали его прочь до самой Польши.
* "Chronicon terrae Prussiae". Petrus de Dusburg.
"Хроника земли Пруссия". Петер из Дуйсбурга.