"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 29-03, 16:26

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04-10, 18:52 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Начнем с датчан.)

Цитата:
В уставе преуспевающего цеха ювелиров, ременщиков (шорников) и сабельщиков Свенборга, утвержденном между 1450 и 1500 гг., насчитывается 32 параграфа, из которых 10 посвящено торжествам и попойкам. И это относительно скромно. У кожевенников Копенгагена, устав которых принят 2 июня 1495 г., 9 из 16 параграфов касаются встреч и угощений. Основательные кузнецы Слагельсе в уставе от 7 июля 1469 г. обсуждают некоторые организационные и технические вопросы, но 14 из 33 параграфов отдают все тем же общим встречам. Следует заметить, что слово «праздник» (fest) пришло в датский язык лишь после 1500 г. Общие для языков германской группы понятия «святой день» (helligdag) и «торжество» (højtid) имели значение христианского праздника. А для обозначения регулярных цеховых встреч была выработана целая система названий. Их многообразие и видоизменение по регионам и периодам не позволяет составить полной терминологической картины. Вместе с тем представляется возможным выделить основные их формы. Важнейшей из них были сходы (stacvne), где обсуждались вопросы производства. Сходы не сопровождались обильной трапезой, но на них потреблялось большое количество пива, вносимого членами цеха в виде штрафов. Другими формами были попойки (drik, øl), пиры (gilde), дани (gerd) — угощения, устраиваемые поочередно членами цеха в обязательном порядке, а также общие цеховые застолья (stor embeds kost). Само перечисление названий демонстрирует, что скандинавские ремесленнические праздники имели главным образом характер трапез, проводимых в специальном цеховом доме одного из членов цеха, и не превращались в общегородское событие.

Главное, что роднит цеховые уставы с их ранними прототипами, это объединительная функция корпоративного праздника. Ремесленников привлекает возможность совместно провозгласить единство членов — опытных и начинающих, богатых и бедных. И это сразу находит отражение в нормах. Преамбула к упоминавшемуся уставу ювелиров, ременщиков и сабельщиков Свенборга начинается словами: «И говорит пророк Давид в Псалтири, как хорошо и как радостно братьям жить вместе…» Цехи воплощают этот принцип братства, не только сохраняя членство обнищавших ремесленников и оказывая им материальную помощь, но и поддерживая их морально. Тот, кто уже не мог прокормить себя ремеслом, не выпадал из группы и участвовал в организуемых ею увеселениях. Параграф 40 устава кузнецов Роскилле 1491 г. утверждает: [b]«Если какой-либо брат или сестра так бедны, что у них нет средств на участие в пире, тогда могут они пить бесплатно два раза в год…».
Почти дословно это положение повторяется в § 42 устава кузнецов Копенгагена от 15 апреля 1512 г.

Оборотной стороной объединительной функции цехового праздника была обязательность празднования. Отсутствие на общих встречах и застольях, во всяком случае без разрешения ольдермана или без веской причины, запрещалось в 34 уставах. Законными основаниями для отсутствия сапожники Слагельсе (21 февр. 1471, § 37) признавали «болезнь, похороны, празднование свадьбы, поиски вора…». За нарушение запрета взимались солидные денежные или натуральные штрафы и полная или частичная плата за еду и питье. Наиболее серьезной карой, обычно применяемой при чрезвычайных нарушениях, было исключение из цеха. Эта мера была предусмотрена § 40 названного устава за отсутствие на сходе.[/b]


Цитата:
Обязательность корпоративных праздников для всех членов цеха была в немалой степени обусловлена все той же преемственностью норм и предписаний цехов от прежних религиозных общин. Принуждение и санкции основывались на убеждении, что праздник и долг его соблюдения установлены Богом и выражают его волю. Вместе с тем более требовательное отношение ремесленников к участию в собственно цеховых нежели в церковных праздниках как нельзя лучше показывает, что позднесреднековые ремесленные цехи в Дании, сохраняя ряд религиозных функций, в целом уже не были духовными [182] организациями. Во всяком случае, нарушение христианских обрядов часто влекло за собой более мягкое наказание, чем иные проступки.


Цитата:
Празднества, хотя и не столь пышные, как в странах Западной Европы, устраивались также и в день святого покровителя цеха или того святого, которому был посвящен цеховой алтарь, — Иоанна Крестителя (24 июня, 10 июля, 27 декабря), Св. Вальпургии (1 мая), ап. Иакова (25 июля), Симона и Иуды (28 октября), Св. Виллегада (8 ноября), Св. Мартина (11 ноября), ап. Андрея (30 ноября).

Максимальное число застолий, приуроченных к церковным праздникам, достигало пяти, но нормой было собираться два-три раза в год, как это делали кузнецы Слагельсе (7 июля 1469, § 23): «Еще наши общие цеховые попойки будут на Вознесение и масленицу», — или сапожники того же города (21 февраля 1471, § 29): «…на каждый день Святого Мартина, масленицу и Святой четверг


Цитата:
Забота о том, какое впечатление цех производит на окружающих, стремление утвердить свою принадлежность к респектабельному обществу и продемонстрировать незапятнанную репутацию проходят через множество уставов, принимавшихся на протяжении всего XV в.

Особенно важно было прилично вести себя на общих сходах и пирах, на которые приглашались бургомистры, члены городского совета, королевские чиновники, священники. Здесь и требование быть подобающим образом одетым (от шляпы у мастеров до запрета приходить в портах и босыми ногами у подмастерьев), и тишину в зале, умеренно пить и есть, не напаивать других «больше, чем уважительно, и сверх порядка». Воспрещались также выкрики и грубые высказывания, несолидная беготня по залу, танцы без специального распоряжения, азартные игры и многое другое.

В уставе ремесленников и сумщиков Копенгагена от 3 апреля 1460 г. есть § 10, концентрирующий в себе несколько подобных требований: «Тот, кого рвет или кто производит нечистоты в цеховом доме или во дворе, или создает неприличия задом, или обзывает кого-то озорником, вором или изменником, штрафуются на 1 бочку пива братьям и 2 марки воска к мессе…».

Особую строгость проявляют уставы гильдий подмастерьев, в составе которых преобладали молодые, необузданные сельские парни, даже на фоне всеобщей простоты нравов отличавшиеся грубостью манер. Однако принадлежность к клану ремесленников обязывала их ощущать себя стабильными и добропорядочными членами общества. Так, устав подмастерьев сапожников Роскилле, принятый около 1450 г., выдвигает следующие требования: «§ 13: Если обнаружат какого-либо брата в квартале потаскух, платит он два английских, а зайдет брат в квартал потаскух, когда братья вместе пьют, платит он 3 серебряных пеннинга штрафа. § 24: Тот, кто в рубахе ходит по улице, должен [188] штрафоваться на 1 марку воска. § 25: Тот, кто босым приходит на общую встречу, должен штрафоваться на 1 шиллинг. § 26: Тот, кто в обществе над другими насмехается по поводу танца либо по другому поводу, штрафуется на полбочки пива и марку воска…» Список подобного рода запретов даже по одной этой гильдии можно было бы продолжить.

В уставах ремесленных цехов насчитывается до 35 статей против чрезмерного пьянства. И вновь здесь можно провести грань между объединениями мастеров и подмастерьев. Если последние устанавливали наказания в основном за последствия пьянства, то у степенных мастеров эти статьи носят предупредительный характер. Так, запрет брать себе больше пива, чем человек может осилить, чтобы его потом не стошнило, появляется в 1492 г. в § 13 устава портных Оденсе и в 1493 г. повторяется в уставе кожевников того же города. Особенно не одобрялось мастерами, когда после рвоты пьяный ремесленник возвращался на свое место и продолжал пить (сапожники Фленсбурга, 24 июля 1437, § 37; скорняки Фленсбурга, 15 ноября 1437, § 34 и др.). Мастеров заботило даже, чтобы участника праздничного застолья не стошнило по дороге домой, когда кто-то из горожан мог видеть столь недостойное поведение (кузнецы Слагельсе, 7 июля 1469, § 14; кузнецы Роскилле, 1491, § 28)


Цитата:
Одной из первостепенных функций купеческих гильдий была организация совместного досуга — от корпоративных пирушек до таких традиционных для германских народов празднеств, как масленичные пляски, избрание майского графа (не короля — Б. Й.), стрельба по попугаю. Ремесленные цехи, хотя и не претендовали на устройство подобных массовых увеселений (за исключением, пожалуй, хороводов подмастерьев на масленицу), но во многом следовали праздничным установлениям гильдий, порой пытаясь превзойти купцов в убранстве цехового дома и роскоши стола. От более «цивилизованных» купцов они получили также новые формы обхождения, например, запрет мочиться в цеховом доме и дворе, в то время как их уставы лишь запрещали мочиться на свое место за столом и друг на друга. Нередко заимствования носили поэтапный характер. Так, положение о том, что член корпорации, [189] пригласивший на пир гостя, оплачивает его участие в застолье, впервые появляется в 1382 г. в § 13 устава объединения немецких купцов в Копенгагене — Немецкой купеческой компании, затем в 1447 г. переходит в § 5 устава Датской компании и вновь возникает в § 12 пересмотренного в 1514 г. устава ременщиков, кошельников и сумщиков Копенгагена.


Цитата:
Выше уже сказано, что основой датского цехового праздника был пир. Безусловно, торжество включало и мессу в церкви, иногда сопровождающуюся небольшим шествием, и украшение зала — зеленью летом и тканями зимой, — и торжественные речи, а у некоторых объединений также музыку и пляски в цеховом доме. Но его душой оставалось застолье. При чтении уставов воображение рисует образцы поистине ренессансных пиршеств с необычайным обилием пищи и напитков — чаще пива, но в ряде случаев и вина. Порой затруднительно даже определить масштабы подобных пиров. Когда ювелиры, ременщики, сабельщики Свенборга (1450–1500, § 4) указывают, что ремесленник, организующий попойку, может пригласить гостей «не более чем на 2 блюда солонины», не вполне ясно, сколько это человек, если учесть, что одно такое блюдо состояло из трети свиного бока, шестнадцатой части бычьей туши, четверти ягненка, половины гуся, одного говяжьего языка и одной колбасы.


Цитата:
У портных Оденсе (1492, § 2) читаем по поводу вступительного обеда: «… этот стол должен делиться на два полных дня, каждый день включает 4 соленых окорока и каждый день 4 свежих подачи, каждый день жаркое, кашу, мусс, и масло, и сыр, и хлеб, и что этому соответствует, и одну чашу, а на другой день 12 шиллингов на стол. Если обнаружится некая нехватка еды или пива, когда что-то хорошее отсутствует, тогда надлежит всем братьям сказать, в чем есть недостача». Заметим, что под подачей подразумевалось не одно, а несколько блюд, приготовленных из однородных продуктов — свежей рыбы, птицы, говядины и др. А кузнецы Роскилле (1491, § 6) наряду с солониной, свежим мясом и, естественно, пивом указывают: «… и хлеб, и масло, и сыр, и белый хлеб, и булки…», т. е. в одной фразе хлеб назван трижды.

Свежее мясо упоминается в уставах 20 цехов — от канатчиков Мальмё (6 сентября 1412, § 3) до кузнецов Фленсбурга (24 июля 1514, § 12, 14, 15), следовательно, значительность его включения в меню сохраняется в течение всего XV в. и на всей территории Дании. Упоминание пшеничного хлеба мы обнаруживаем лишь в девяти уставах достаточно процветающих цехов, причем ременщики и кошельники Копенгагена, назвав его в уставе от 3 апреля 1460 г. (§ 2), не забывают повторить соответствующий пункт в обновленном и расширенном уставе от 4 августа 1514 г. (§ 4). Любопытно, что даже пекари нередко ограничиваются в своих застольях ржаным хлебом.


Такое внимание ремесленников к окорокам, свежему мясу и пшеничному хлебу не случайно. И то, и другое было редкостью на столе средневекового скандинава. Причиной тому не только национальная специфика сельскохозяйственного производства, но и экономические и демографические кризисы позднего средневековья, охватившие Европу. В силу жестких климатических условий зимнее содержание скота было затруднительно, и свежее мясо становилось доступно большинству населения только осенью, когда забивалась значительная часть стада. И город, и деревня основную часть года существовали за счет складских припасов. Из способов заготовок применялись вяление, соление и [192] в меньшей степени копчение. Олав Магнус, шведский епископ, издавший в 1555 г. книгу о быте скандинавских народов, отмечает: «Северные люди едят круглый год мясо либо соленое, либо сушеное, либо копченое, но не варят его». Отзыв иностранца, побывавшего в Дании, более эмоционален: «Их пища, сама по себе хорошая, скверно приготовлена. Большинство [блюд] соленые и дурно пахнут, когда их ставят на стол. Но их [людей] это не заботит».


Цитата:
Цены на мясо, привозимое крестьянами на городской торг, регулировались магистратами. При сезонных колебаниях в ценах мясо — и говядина, и свинина, и баранина — всегда оставалось относительно недорогим и общедоступным продуктом. Так, килограмм говядины стоил в середине XV столетия 10 пеннингов против 20 пеннингов за килограмм пшеничного хлеба. Однако цены на свежее мясо, за исключением осенних месяцев, были, очевидны, много выше. В начале XVI в. 3 фунта свежей говядины стоили столько же, сколько пара штанов или две пары перчаток, и по цене равнялись среднему дневному заработку низкооплачиваемого плотника. Понятно, что присутствие свежего мяса на праздничном столе свидетельствовало о достатке. Свинина была в среднем на 25 % дешевле говядины, но ее производство в течение всего периода оставалось низким. Поэтому роскошный стол непременно требовал жаркого из свинины и ветчины.

Заготовки рыбы, потреблявшейся в больших количествах, начиная с XII в., когда было введено до 180 постных дней в году, также носили сезонный характер. Осенью, когда знаменитая эресуннская сельдь близко подходила к берегам, население всей страны устремлялось в Сконе для ее лова или покупки. В 1494 г. около трех пятых всех рыбаков на Зунде составляли горожане. Цены на рыбных базарах были свободными и очень низкими. Ни в одном из уставов блюда из столь повседневной рыбы отдельно не упоминаются. Ремесленники вообще старались избегать постных дней для организации пиров, хотя можно предположить, что «свежие подачи» включали и пищу из необычных и особо жирных пород рыбы.

Из зерновых культур наибольшее распространение имел ячмень. Некоторая его часть шла на выпечку хлеба и мололась на крупу, но в основном он использовался в пивоварении. Собственно хлебной культурой была рожь. Малоурожайная в условиях Скандинавии пшеница оставалась большой редкостью. Мера пшеницы стоила на рынке вдвое дороже меры ржи или ячменя и вчетверо дороже меры овса. Подобное соотношение цен на зерновые сохранялось до конца рассматриваемого периода. Около 1524 г. пекарям Мальме было дано распоряжение, устанавливающее зависимость между весом выпекаемого хлеба и стоимостью четверика ржи и пшеницы, колебавшейся соответственно от 1 до 4 и от 3 до 7 шиллингов.


Цитата:
Средневековый человек в целом питался значительно менее разнообразно, но более калорийно, чем человек нового времени. На одного взрослого мужчину в среднем приходилось 3 кг исходных продуктов в день, при этом баланс между мясными и хлебными продуктами в XV в. сильно сдвинулся в сторону дешевого консервированного мяса. Дневной рацион тех, кто занимался физическим трудом, выглядел следующим образом: 1 кг 750 г мяса или рыбы (в рыбные дни также 190 г постного масла), 750 г хлеба, 100 г ячменной крупы, 200 г сушеного гороха. Здесь не учтены овощи, которые каждая семья, включая городскую, выращивала на своем огороде и которыми в достаточной мере удовлетворялась потребность в витаминах. Таким образом, хлеб на столе, особенно белый, был показателем статуса, и когда сапожники Слагельсе (21 февраля 1471, § 35) кроме ржаного хлеба упоминают в своем уставе белые булки, это, как ничто другое, характеризует возможности цеха.

Ежедневным питьем средневековых датчат было пиво, которое ремесленникам разрешалось варить дома для собственного пользования, но не для продажи. Учитывая, что пища была невероятно соленой, а воду из городских колодцев было опасно пить, потребление домашнего пива составляло 4–5 л на одного взрослого.

Для пиров и совместных цеховых попоек, участие в которых оплачивалось каждым ремесленником по истечении недели или двух, пиво закупалось в огромных количествах. Цеховой распорядитель, называвшийся шафером, имел право назначить двоих членов цеха ответственными за его покупку (подмастерья пекарей Оденсе, 1403, § 37). В их обязанности входило обойти город и выбрать лучшее по вкусу местное пиво (подмастерья кузнецов Фленсбурга, 1425, § 17).

Датское пиво отличалось низким качеством. Немецкий студент, знавший лучшие сорта этого напитка, записывает: «У них есть нечто отвратительное — домашнее пиво, которое невозможно пить… Повинна ли в этом морская вода, я не могу сказать». Поэтому во многих цехах вступительные взносы и штрафы платились немецким пивом, стоившим вдвое дороже датского. Устав мясников Копенгагена (1496, § 6) требует, чтобы новый мастер «сделал угощение с двумя бочками висмарского или четырьмя бочками датского пива». В начале XVI в. этот разрыв в цене становится еще большим. В 1507 г. гильдия Св. Гертруды в Хеллестеде за бочку «хорошего датского пива» (объемом в 117 л) платила 12 шиллингов, а годом позже бочка гамбургского пива обходится религиозному объединению Шлезвига в 3 марки, т. е. ровно в 4 раза дороже.


Цитата:
ряд уставов разрешал мастерам вместо одного большого пира устроить два менее пышных — один сразу, а второй через определенный срок. Такая практика была принята, например, у ювелиров, ременщиков и сабельщиков Свенборга (1450–1500, § 2), где новый мастер обязывался делать стол «дважды в течение года и дня и давать каждый раз две бочки пива, соленые окорока и 2 свежих подачи, сыр и масло, хлеб от булочника и белый хлеб…».


http://norse.ulver.com/articles/whenbrothers.html

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07-10, 09:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 28-06, 20:26
Сообщения: 2
Откуда: Москва
А можно, дядьки, я в ваши темы свои 10 копеек поставлю. Просто для живости так сказать. Правда я, как говорил на 13 век в основном леплю. Все в масштабе 1/72 (25мм) :razz:

Изображение

Изображение
:mrgreen:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25-12, 22:17 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
http://lr4.lsm.lv/lv/raksts/progulki-po ... ja.a48481/

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25-12, 22:17 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
http://bwbooks.net/index.php?id1=4&cate ... 7&page=107

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB