"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 28-03, 18:35

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Струтеры.
СообщениеДобавлено: 04-09, 11:03 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
"Струтерами назывались в средневековых источниках Пруссии легковооруженные люди, которые всегда в небольшом количестве шли впереди войска для воинских разведок"

"Wegelagerer - подстерегатель. Старое теперь более не употребляющееся название таких подстерегателей был струтер (Struter) от слова Strut - куст, следовательно, струтер значить кустарный вор; struten значит вырывать с корнем."

В том-же году (1372), после Пасхи (после 17 апреля), митавсий командор послал восьмерых подстерегателей (Wegelagerer) (77), которые, пришедши в одну литовскую деревню, застали в корчме шестнадцать человек и сожгли их в том же доме, но двух взяли в плен и увели с собой.


В том же году (1375), после Рождества Богородицы (после 8 сентября), брат Робин, ландмаршал ливонский, двинулся против литовцев в Опитен. Когда он подошел сюда, несколько человек из его войска, незамеченные, зашли вперед до литовских засек, где они нашли литовцев с их женами и детьми и имуществом, бежавших от прусскаго войска, которое, как будет разсказано ниже, находилось в то же время в Литве. После того как упомянутые застрельщики (струтеры) (84) так завладели добычей, они убили некоторых из находившихся в засеке. Когда же литовцы увидели их незначительное число, они начали сопротивляться, снова отняли у них добычу и убили около 25 рядовых из них.Однако, один из них, — тяжело раненый, с трудом возвратился ночью к войску и доложил об исходе дела. Когда наступило утро, ландмаршал (со своими людьми) нашел тела убитых обнаженными и ограбленными, они сожгли трупы и пошли затем дальше. И они пробыли в упомянутой земле Опитен только одну ночь, во первых оттого, что их войско было очень не велико, во вторых страна была уже предупреждена за шесть дней вперед.

"В 1376 г., на неделе после Пасхи (14 - 20 апреля), пешие братья в Ливонии соединились, по примеру струтеров, в числе 86, против язычников. Их знаменосцем и начальником был брат Дитрих Гольтейский, добленский командор. Прибыв в земли язычников, они опустошили все огнем и мечем, захватили 40 человек обоего пола, а также 59 лошадей и 40 годов крупнаго скота, которых всех увели с собой и, кроме того, множество перебили, хотя и пробыли там только одну ночь»

ЛИВОНСКАЯ ХРОНИКА ГЕРМАНА ВАРТБЕРГА.


Цитата:
Основными базами орденских патрулей был Рагнит, расположенный на левом берегу Немана примерно в шестидесяти милях от устья реки, и, удаленный почти на такое же расстояние от него Кенигсберг на реке Прегель, а также замок у Мемеля, охранявший устье Курляндского залива и прибрежную дорогу в Ливонию. Эти три пункта образовывали треугольник, обозначавший присутствие крестоносцев в долине реки. Поддерживаемый еще одним хорошо укрепленным замком у Тильзита ниже по течению реки, гарнизон Рагнита нес на себе основную тяжесть пограничной войны. Для рейдов за дикру кастелян Рагнита призывал протекторов Самландии и Натангии с их местными войсками.

Основным методом ведения войны было угонять скот, жечь дома и посевы и захватывать в плен всех, кто не успел укрыться в лесах. По меркам тех лет такая война была внешне в рамках морали. В эпоху, когда крепости были практически неприступны, а войскам приходилось платить из добычи, изматывание противника было единственно практичной стратегией. Более того, все оправдывали свои жестокие поступки достойной целью – покончить с набегами на христианские земли и уничтожить язычество.
Подобные патрули несли службу также на южной и восточной границах Ливонии. Базировались они в Гольдингене, Митау, Динабурге, Розиттене, Мариенхаузене и Нойхаузене. Ливонский магистр к тому времени переселил земгаллийцев на север, на земли вокруг Литвы, а их родные края превратились в пустоши, чащобы и болота, по которым странствовали лишь опытные и безжалостные разведчики обеих сторон. Никто, кроме них, больше не появлялся в этом регионе.

Вильям Урбан

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-09, 11:17 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
Летом того же года ливонские братья не могли предпринимать никакого похода, по случаю неблагоприятной погоды и слишком частых дождей. Однако брать Ротгер, главный маршал, послал несколько людей с замландским фохтом на помощь к рагнитскому командору, который оставался в литовской земле, хотя она и была предупреждена, все таки две ночи, опустошая следующия земли, а именно: Эрагелен, Пернарве и Гезове.

Осенью тот же маршал послал легкие отряды в землю Дрогоцен. где они оставались четыре ночи, убивая и опустошая, и увели в плен 106 человек, равно как и 61 лошадь и 9 шоков (шок — 60 штук) быков и коров. Командор рагнитский со 100 из своих людей поехал на кораблях выше на литовцев, уничтожил два двора (усадьбы) с жителями обоего пола в земле Гезове и захватил 20 лошадей и 9 волов, которых и увел с собой.


там же.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-09, 13:17 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
Рыцари знали множество троп, ведущих в Самогитию. Они собирали описания путей, используемых торговцами и самими рыцарями, и давали им имена людей, которые проходили этими путями. Рыцари записывали число дней, нужных для каждого перехода, и другую полезную информацию. Как только крестоносцы пересекали дикру, они знали, что делать. Обычной практикой было разделять войско на несколько отрядов, каждый из которых разорял весь день определенную область, а на ночь подходил к оговоренному месту сбора, где и ставился лагерь. В нем оставляли сильный отряд для охраны добычи и припасов, а также как резерв на случай неожиданного подхода сил противника. Так как дня обычно хватало, чтобы разорить небольшую территорию, войско переходило каждый день на новое место, следуя зигзагом и часто меняя направление движения, например иногда поворачивая назад. Делалось все, чтобы застать противника врасплох, до того как он спрячется в убежища или, наоборот, как только он появится из них. Иногда вперед высылались маленькие отряды, которые обращались в бегство при появлении противника, стараясь заманить того в засаду. Такая тактика приводила к тому, что защитники были очень осторожны, так что иногда даже небольшие отряды могли совершать дерзкие набеги вглубь вражеской территории и возвращаться невредимыми. Каждая кампания тщательно планировалась, и каждый год в общую тактику действий вносились новые изменения, И христиане, и язычники придерживались одной и той же тактики, потому что она была единственно возможной,– истощать силы противника, разоряя сельское хозяйство и нарушая торговлю.


Урбан.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-02, 18:19 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
http://izbornyk.org.ua/anton/ant27.htm

Цитата:
Кроме этих, главных походов, командоры пограничных прусских и ливонских округов, коменданты порубежных крепостей, фохты немецких городов при первом удобном случае врывались с небольшими отрядами в Литву и опустошали по возможности больший участок территории. Сверх того, помимо регулярных сил ордена, по инициативе более предприимчивых рыцарей, собирались толпы охотников и более или менее крупными отрядами отправлялись на разбой за литовскую границу; отряды эти, не стесняясь ни общими планами действий, начертанными начальниками ордена, ни перемириями, которые орден заключал по временам с Литвой, причиняли беспощадные разорения, насилия и грабежи. Рыцари называли эти отряды «воровскими» или «разбойничьими» (latrunculi, latrones), и орден не принимал на себя ответственности за их действия; хотя не препятствовал организации отрядов в своих владениях и при случае оказывал им деятельную помощь.


Цитата:
«1364. Брат Генрих (фон Шенинген) созвал издалека, кого пожелал, по-разбойничьи опустошая». В 1367 году Ливонский магистр особым договором, называемым «pax latrunculorum», обязался в течение известного времени не допускать охотников врываться в литовские пределы.


Предпринимались ли набеги (reysa) крестоносцев главными силами ордена, ответственными его начальниками, или воровскими отрядами охотников, они всегда носили один и тот же характер: вообще набеги эти были непродолжительны; /712/ никогда крестоносцы не оставались долее 10 дней на литовской территории, иногда проводили на ней только одну ночь.

Летописцы ордена сообщают малейшие подробности об этих «рейдах», определяют точно количество дней и ночей, проведенных крестоносцами на литовской земле, и помечают местности, в которых они останавливались для ночлега (sovalk) — затем обыкновенно следует перечень опустошенных волостей и разоренных сел и дворов. Рейды предпринимались по преимуществу отрядами конницы, но иногда для того, чтобы удобнее скрыть свой набег, рыцари отправлялись пешком, садились в лодки и судна и, подымаясь вверх по течению Немана и его притоков, внезапно появлялись среди Литовской области, не ожидавшей их прихода. Вообще, главное условие успеха рейда состояло в том, чтобы застать литовцев неожиданно, врасплох; описывая каждый поход, летописцы ордена помечают это обстоятельство 1. Если рыцари успевали явиться в известную местность неожиданно и заставали народонаселение на местах жительства, то они разделяли свое войско на несколько отрядов, для того, чтобы охватить одновременно возможно большее количество населенных местностей, подробно исчисленных в топографических заметках (Wegeberichte), составленных по распоряжению магистров ордена.

Затем все захваченные села, дворы, гумна и постройки предавались пламени, жителей частью истребляли мечом, частью угоняли в плен.

Если народонаселение литовское было предупреждено о набеге крестоносцев, то жители сел укрывались с семьями и имуществом в лесные пущи и болота: крестоносцы в таком случае жгли пустые села, затем старались окружить часть леса и, поступая по правилам охоты на диких зверей, постепенно сдвигали круг к середине, убивая всех попавших в него литовцев; иногда они не встречали никого внутри облавы, иногда же они отыскивали таким образом народонаселение, спасавшееся из нескольких сел, и истребляли беглецов поголовно, без различия пола и возраста; бывали и такие случаи, когда часть крестоносцев, участвовавших в облаве, в свою очередь, попадала в засаду и погибала от меча литовцев.

Для того, чтобы иметь свободный простор для набегов, крестоносцы старались не дозволять литовцам укрепить границу их владений; они упорно осаждали и старались разрушать все укрепления и замки, воздвигаемые литовцами на порубежной черте

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-02, 23:20 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
В 1367 году Ливонский магистр особым договором, называемым «pax latrunculorum», обязался в течение известного времени не допускать охотников врываться в литовские пределы.


Вот этот договор:

Цитата:
1367 г. Договорная грамота литовских князей Ольгерда и Кейстутия. Латинский извод изд. в Liv-, Est- und Kurlandisches urkundenbuch nebst Regesten, Бунге. Ревель. 1852—1854, 1864 г. II, 772—773.

Мы, брат Вильгельм де Фримерсгейм, магистр братьев тевтонскаго иерусалимскаго ордена в Ливонии, и брат ландмаршал Андрей де Стенберг, объявляем всем и каждому, кто должен видеть или слышать эту грамоту. Для усмирения разбойников мы заключили мир с князьями литовскими, братьями Ольгердом и Кейстутием, с нашей стороны чрез упомянутаго ландмаршала и вицекомендантов Цеговольда, Митавы и Добелина и вицекоменданта рижскаго, а с их стороны чрез Вольдемара, сына князя Ольгерда, и князей Стирпейка, Вайсевиста и Кейстутия на таких условиях. Усмирение это начнется от Икскуля, что исполнит означенный князь Стирпейко; в его ведение поступает Дунай по одну сторону до берега Эгальмева, а по другую до Видицова, так чтобы мятежники не могли переходить на этом протяжении ни от нас, ни из литовской земли. А мы, магистр и ландмаршал, для усмирения можем свободно ходить с большим или малым войском по означенным [271] границам, как нам покажется нужным. Равным образом упомянутые князья Ольгерд и Кейстутий свободно могут ходить с большим или ма лым войском по своей земле во всякое время. Если же это усмирение разбойников нам впоследствии не понравится, то мы обязаны передать это дело в Вильно. Если также упомянутые князья откажутся от этого мира, то передать в Ригу, — и после решения дела, в течение двух недель, ни с той, ни с другой стороны ни кто не имеет права искать понесенных убытков. А чтобы наше постановление сохранялось крепко, означенные магистр и ландмаршалы в собрании привесили печаты. Дано в Риге, в лето Господне 1367, в воскресенье пред праздником преподобнаго Мартина.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-06, 13:04 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Статья про струтеров на польском

Цитата:
środa, 27 kwietnia 2011
NAJSŁYNNIEJSZY STRUTER.

Kim był struter? Co oznacza to słowo? Przypuszczam, że mało kto z czytelników wie, o czym mowa. Przenieśmy się więc do XIII stulecia, do pogańskiego kraju Prusów. Zakon Krzyżacki od początku swojego istnienia chrystianizował te ziemie. Na kraj Prusów ciągnęły więc wojenne wyprawy krzyżowców z Rzeszy i z innych krajów europejskich. Ochotnicy do walki z poganami przybywali z najodleglejszych zakątków starego kontynentu.

Walka z poganami nie należała jednak do łatwych. Unikali oni starć głównymi siłami krzyżowców, wycofywali się w lasy i bagna i tam czekali na wroga. Wojna polegała na ciągłych podjazdach i zasadzkach. Jej ciężar brali na siebie rycerze-bracia z danej komturii oraz… struterzy (niem. die Struter – zwiadowca). Wbrew nazwie, do ich zadań nie należało rozpoznanie, ale nękanie wroga. Skąd więc taka nazwa? Wzięła się od pełnienia przez tych ludzi funkcji przewodników podczas marszów krzyżowców przez bagna, mokradła i lasy. To struterzy przeprowadzali Krzyżaków przez leśne ostępy, aby ci mogli pacyfikować pruskie wsie. Struterzy działali też samodzielnie, paląc wioski, łupiąc i rabując miejscową ludność. Kto mógł zostać struterem? Do ich grona przyjmowano tzw. „niespokojne duchy” np.: przestępców. Służąc słusznej sprawie mogli odkupić swoje winy. Poza tym, przystępując do krzyżowców, było się wyłączonym spod świeckiego sądownictwa, a procesy i egzekucje wyroków były zawieszone.

Krzyżacy chętnie korzystali z usług najemnych struterów. Dbali tylko o to, aby wśród najemników nie doszło do prawdziwego nawrócenia. Banda łotrów i banitów miała tylko walczyć i zabijać, a nie ulegać wewnętrznym metamorfozom, nawracać się i żyć świątobliwie. Krzyżacy nie pomagali więc struterom stawać się lepszymi chrześcijanami. O dokonaniach najemników wiemy m.in. od Piotra z Dusburga, który podziwiał ich za waleczność i męstwo. Nazywał ich „chrześcijańskimi rycerzami rozbójnikami”. Jak zatem walczyli ci rozbójnicy? Posługiwali się przede wszystkim zasadzkami i nocnymi napaściami na wioski. Nie znali litości, rzadko brali jeńców. Jednym z najsłynniejszych struterów był Marcin z Golina. Ten mieszkaniec Prus przeszedł na stronę Krzyżaków i mścił się na swoich pobratymcach, za to że ci, jak pisze Dusburg, zabili mu ciężarną żonę. Była to kara za to, że kolaborował z Krzyżakami. Marcin działający w latach 70. i 80. XIII wieku, współpracował z kilkoma, kilkunastoma towarzyszami. Napadał na wioski, łupił je, mordował mężczyzn, a kobiety i dzieci brał w niewolę. Potrafił nawet zaatakować wioskę, w której odbywało się wesele! Był na tyle zuchwały, że pewnego razu zagarnął statek na Bugu, zabił marynarzy i odprowadził okręt do Torunia. Tutaj sprzedał go za duże pieniądze i rozdzielił je pomiędzy uczestników wyprawy (nagroda wyniosła po 20 grzywien na głowę!).

Do struterów zaliczyć też należałoby Ludwika von Liebenzella. Nie był przestępcą i renegatem, ale metody jakimi posługiwał się w życiu codziennym czyniły z niego niemalże ideał strutera. Liebenzell pochodził z rycerskiego rodu ze Szwabii. Wstąpił do Zakonu Krzyżackiego podobnie jak jego dwaj bracia. W czasie walk w Prusach, w 1281 roku dostał się do niewoli Sudowów. Wkrótce jednak udało mu się z niej uciec. W 1282 roku został ciężko ranny. Towarzysze zostawili go na pastwę losu, uważając że von Liebenzell wkrótce umrze. Dopisało mu jednak szczęście i znów trafił do pruskiej niewoli. Po kilku miesiącach zbiegł ponownie. Kariera Ludwika rozwijała się w błyskawicznym tempie. W 1294 roku objął urząd komtura w Ragnecie. Wsławił się wówczas krwawymi najazdami na pogańskie wsie i grody, które puszczał z dymem, a ludzi bezlitośnie mordował. Okrucieństwa i spryt powodowały, że Ludwik podporządkowywał zakonowi kolejne pruskie plemiona. Na 1300 roku kończą się zapiski w „Kronice” Dusburga dotyczące jego działalności (zmarł prawdopodobnie w 1321 lub 1322 roku).

Czym różnił się Ludwik von Liebenzell od zwykłych struterów takich jak np.: Marcin z Golina? Przede wszystkim Ludwik był „rycerzem Chrystusa” (według Dusburga), a nie „chrześcijańskim rozbójnikiem”. Należąc do Zakonu Krzyżackiego był moralnie lepszy od zwykłych zabijaków i przestępców, mimo że robił to samo co oni. Zakon, obrońca chrześcijańskiej Europy, inaczej oceniał i traktował swoich członków – „rycerzy Chrystusa”, a inaczej zwykłych najemników. Pytanie tylko, czy nie należałoby stawiać znaku równości pomiędzy najemnymi bandytami i braćmi zakonnymi?

Źródło: D. Piwowarczyk, Słynni rycerze Europy. Rycerze Chrystusa, Iskry, Warszawa 2007.


Плюс еще отдельно про Мартина из Голина.

http://encyklopedia.warmia.mazury.pl/in ... n_z_Golina

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-06, 13:54 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Ugni
мобыть сделал бы литературный перевод?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Струтеры.
СообщениеДобавлено: 14-11, 10:23 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
Как только крестоносцы пересекали дикру, они знали, что делать. Обычной практикой было разделять войско на несколько отрядов, каждый из которых разорял весь день определенную область, а на ночь подходил к оговоренному месту сбора, где и ставился лагерь. В нем оставляли сильный отряд для охраны добычи и припасов, а также как резерв на случай неожиданного подхода сил противника. Так как дня обычно хватало, чтобы разорить небольшую территорию, войско переходило каждый день на новое место, следуя зигзагом и часто меняя направление движения, например иногда поворачивая назад. Делалось все, чтобы застать противника врасплох, до того как он спрячется в убежища или, наоборот, как только он появится из них. Иногда вперед высылались маленькие отряды, которые обращались в бегство при появлении противника, стараясь заманить того в засаду. Такая тактика приводила к тому, что защитники были очень осторожны, так что иногда даже небольшие отряды могли совершать дерзкие набеги вглубь вражеской территории и возвращаться невредимыми

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Струтеры.
СообщениеДобавлено: 08-06, 09:55 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
«1370. Наместник из Goldingen ...вступил в землю литвинов, которую опустошил... за одну ночь выведя 320 голов (пленных. — Пер.) обоего пола, не считая многочисленных убитых, а также 340 голов волов и лошадей, и возвратился невредимым со своими... Еще раз маршал послал свой пеший отряд в Drogotzen землю, где они пребывали 4 ночи, опустошая, убивая и захватывая в плен: 106 человек, 61 конь и 9 стад волов и коров. Еще раз наместник из Ragiten... разбил два селеньица и взял 20 лошадей и 9 волов, выведенных оттуда»


Цитата:
В борьбе с крестоносцами литовцы заимствовали у них способ ведения войны: за разорение литовской территории и разрушение литовских крепостей они отплачивали разорением прусских областей и разрушением орденских замков. Литовские набеги были относительно реже: один, не более двух в год. В продолжение времени с 1345 по 1377 год летописи насчитывают только 31 поход литовцев на Пруссию и 11 походов на Ливонию; зато литовские набеги предпринимались обыкновенно с гораздо более значительными силами, чем набеги крестоносцев, и охватывали гораздо большие прост-/715/ранства территории. Разница в численности нападавших отрядов зависела не столько от превосходства сил литовских, сколько от степени относительного благоустройства обеих стран.
Крестоносцы за литовским рубежом попадали в страну, жидко населенную и много раз ими же опустошенную; иногда несколько дней приходилось им идти по лесной пуще (desertum), в непроницаемых дебрях которой укрывалось от них население; жители, убегая из редких сел, прятали съестные припасы и угоняли скот в лесные убежища; отряды крестоносцев не могли кормиться на месте и должны были возить за собой обозы с припасами. Нередко литовцам удавалось уничтожать склады провианта, устраиваемые рыцарями в определенных стоянках и назначенные для продовольствия армии во время обратного движения; в таких случаях крестоносцы нередко погибали с голоду в литовских лесах. Между тем, обозы сильно замедляли походы, условием удачи которых была быстрота движения — для обоза приходилось каждый раз вновь прокладывать дорогу в пуще, которую каждый раз, вслед за проходом неприятельского войска, литовцы портили, заваливали бревнами, нарезывали рвами и т. д. Вследствие указанных условий крестоносцы предпочитали действовать небольшими отрядами и врывались в Литву на короткое время, не требовавшее значительных запасов провианта. Напротив того, литовцы, пройдя за прусский рубеж, попадали в страну, густо населенную; в прусских мызах, деревнях и городах многочисленная армия могла легко найти пропитание; притом передвижение было значительно облегчено хорошим состоянием путей сообщения. Летописи ордена, воздавая похвалы своим магистрам, обыкновенно упоминают заслуги, оказанные ими для края в этом отношении, и перечисляют устроенные ими дороги и построенные мосты. Находя, таким образом, в Пруссии удобные условия для передвижения и прокормления более численных отрядов войска, литовцы были притом поставлены в необходимость удерживаться от вторжений в Пруссию мелкими отрядами. Вследствие правильного военного устройства, строгой дисциплины и регулярного распределения военных средств, крестоносцы были в состоянии в непродолжительное время сосредоточить значительные силы для отражения набега, и потому литовцы подвергались значительной опасности в случае, если предпринимали нападение с незначительными силами.
Ворвавшись в прусскую территорию, литовцы поступали точно так же, как крестоносцы в Литве: они выжигали села и предместья городов, разрушали церкви и монастыри, уводили в плен народонаселение, угоняли стада волов и лошадей /716/ и т. п. В случае, если поход был удачен, они на границе, до выхода из прусской области, сжигали в качестве благодарственной жертвы богам некоторую часть добычи и одного из пленных рыцарей 1. Если во время похода литовцы располагали более значительными силами, то они овладевали замками крестоносцев, сжигали их и опрокидывали стены и башни 2; они успели перенять у крестоносцев все приемы осадного искусства того времени и применяли их весьма успешно; так, во время борьбы за обладание Ковном, когда магистр Винрих фон Книпроде построил на развалинах Нового Ковна крепость Готтесвердер, которую крестоносцы особенно тщательно укрепили и снабдили многочисленным гарнизоном и обильным провиантом, то литовцы ее немедленно осадили, заметали ров, построили 18 стенобитных машин и подвижных башен и в течение пяти недель повели столь успешно осадные работы, что гарнизон принужден был сдать крепость, которая и была разрушена до основания.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB