"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 28-03, 19:44

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Познавательное средневековье.
СообщениеДобавлено: 04-02, 01:48 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Наткнулся на весьма интересную литературу по средневековью - быт, нравы, интересные факты. Предлагаю выкладывать в эту тему все, что показалось вам забавным или смешным, или наоборот очень познавательным из повседневной жизни средневековых людей.

Для начала:

http://absentis.front.ru/abs/lsd_0_add_europe_smell.htm

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки, короля Филиппа II загрызают «мириады вшей»2. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Давно гуляет по анекдотам записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Вышедшая не так давно книга итальянского историка, профессора Анконского университета, Эрколе Сори «Эпоха галантных дам» рассказывает о санитарном состоянии средневековых городов и гигиене их обитателей. Эрколе Сори не первый раз обращается к этой проблеме, считая, что «мусор и отбросы позволяют исторической реконструкции исследовать самые темные углы способов производства и социальной организации». Выводы ученого неутешительны.

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало. Вот как, например, описывает свое путешествие в Париж один итальянский дворянин ХVI века: «Представьте, что по улице несется поток мутной воды, в который из каждого двора вливаются грязные ручьи. Вонючие испарения заполняют все пространство. Чтобы не проблеваться, мне приходилось постоянно держать под носом надушенный платок или букетик цветов». Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

В позднем средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных — ее продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах. «Города утопали в грязи в буквальном смысле слова, — пишет Сори. — Вокруг царила сплошная антисанитария. Только после «гидравлической революции» появились акведуки и сточные канавы, которые приносили воду в дома и удаляли нечистоты».

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

В XVI веке сэр Джон Харрингтон порадовал английскую королеву Елизавету (которая гордилась тем, что педантично мылась раз в месяц, «нуждаюсь ли я в этом или нет») занятной вещицей под названием «ватерклозет» — устройством с автоматическим смывом того, что туда наложили (в Китае аналогичный «ватерклозет» был за две тысячи лет до того). Над изобретением Харрингтона посмеялись, как над забавной безделушкой, и после того, как сменивший Елизавету Яков I уничтожил харингтоновский «аякс», забыли об этом еще на пару веков, продолжая выбрасывать содержимое всех ночных горшков и помойных ведер на улицы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

е имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов. Стену надстроили. Но внутри, за стеной, было не лучше. В дождливые дни потоки дерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавших виселиц — мрачного украшения города — от Гревской площади до Круа дю Тируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.

Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.

Восемь мифов о средневековье, очень интересно кстати

http://www.ateismy.net/content/spravoch ... kovje.html

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-02, 02:22 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы. Против такой дамской моды (не против метода с собачкой, а против обесцвечивания вообще) выступал еще архиепископ Кентерберийский Ансельм (тот самый ревностный защитник прав церкви и автор бредового онтологического доказательства существования Бога), публично провозгласивший блондирование волос нечестивым занятием и грозивший проклятием женщинам, которые это делали. Кроме светлых волос очень модными у женщин в эпоху средневековья стали косы, как реакция на массовый сифилис длинные волосы призваны были показать, что человек здоров. Вскоре дамы решили соблазнять мужчин более откровенно пришла мода на обнаженную грудь, женщины начали подвязывать под грудью пояс, чтобы приподнять корсаж. Церковь всячески боролась с этими предметами одежды, ведь они делали женскую грудь чересчур обольстительной, что никак не подобало христианке. Ведь по буллам Папы Римского даже жена в постели с мужем не должна шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга, а думать о каком-то соблазнении вообще грех смертный

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-02, 09:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-09, 22:28
Сообщения: 1389
Откуда: Минск-Прусский
Ну вообще тема гигиены в Средние века весьма противоречива - встречаются и статьи утверждающие как о поголовной нечистоплотности, так и о вполне развитой культуре личной гигиены.

Я думаю, персонажи описанные в самом начале были скорее исключением - всетаки указывается что их пытались мыть силой. Значит было понятие. что благородному человеку негоже быть грязнючим.

И сейчас есть персонажи, отказывающиеся мыться (по релегиозным убеждениям например, как герцог Норфолк).

_________________
...и на третий день Бог создал ремингтон со скользящим затвором, чтобы человек стрелял в динозавров и гомосексуалистов...Аминь!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-02, 09:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-09, 22:28
Сообщения: 1389
Откуда: Минск-Прусский
Идеал женской красоты в Средневековье (с изобразительными источниками):
http://roza-bez-shipov.livejournal.com/19129.html

_________________
...и на третий день Бог создал ремингтон со скользящим затвором, чтобы человек стрелял в динозавров и гомосексуалистов...Аминь!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-02, 10:49 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
По гигиене понятно, просто забавные факты)

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-03, 20:33 
"Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше."
Это по первой ссылке...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-05, 14:38 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
интересная статья.

Цитата:
Совсем коротко перечислим еще несколько примеров вольного обращения с материалом. Дискуссия о существовании «русского Ренессанса» велась в отечественной историографии и среди сторонников идеи существования некого особого «Возрождения» на территории Руси есть вполне уважаемые специалисты. Отметать ее сразу вряд ли осмысленно. Антитеза «Средневековье-Возрождение» применительно к сфере образования и науки вряд ли имеет практический смысл. Изобретение печатного станка и удешевление книги здесь имело несравнимо большее значение, нежели любые трактаты Эразма Ротердамского или выдвижение Николаем Коперником гипотезы о гелиоцентрическом строении Вселенной. Университетская культура, местное самоуправление, то, что ныне именуется «римским правом», - всем этим мы обязаны периоду «Высокого Средневековья» в Европе. «Дикие» средневековые европейцы добрались (с какими правда целями — другой вопрос) до Нового Света, а просвещенные греки полагали, что за Гибралтаром жизни нет (они еще много чего полагали, например, что неподалеку от скифов живут люди с песьими головами). И мы бы могли и не узнать, что греки так полагали, если бы не было серии локальных «Возрождений» в Европе — Каролингского, Оттоновского, «Ренессанса 12-го века», когда (и не только тогда) рукописи греческих и римских мыслителей бережно переписывались, кодифицировать, тиражировались. Извините за пафос, но «черный миф» будет дополнен и «золотым».

Разумеется, были и мор, и антисанитария, и разбойники на дорогах (сейчас будто их нет) и - чего уж стесняться - даже аутодафе (но расцвет «охоты на ведьм» приходится на Ранее Новое время). Впрочем, со времен Средневековья способы человекоубийства стали гораздо более разнообразными. Электрический стул, гильотина, газовая камера, химическое и биологическое оружие, атомная бомба. Если примитивизировать — средневековый мир (не только он) пытался выжить защищаясь, а современное гуманистическое общество — нападая.


Цитата:
По всей видимости, весь мир до сих пор живет в долгом времени (по броделевской терминологии) условного Средневековья. Видимые изменения (от представительской демократии — истоки которой, разумеется, не в античной Греции, а средневековой Англии - до мобильных телефонов) — суть наносное. Мы, таким образом, живем в мире вечно уходящего Средневековья. Базовые структуры живут дольше и отношения патроната или «хозяйствующих субъектов» остаются однообразными (типологически, сценарно, по сути, по крайней мере) веками. Даже если хозяйствующие субъекты начинают использовать размытие акционерного капитала вместо меча и пистолета (здесь, разумеется, наличествует отсылка к известному рассказу О'Генри).

Если мыслить в логике «Нового Средневековья», то как раз деградация (разного рода) общественных систем может привести к созданию нового феодализма. Катастрофические сценарии уже писались, можно, например, отослать читателей к описанию Умберто Эко.

Кстати, само по себе широкое обсуждение темы «Нового Средневековья» - переосмысленный средневековый конструкт, отсылающий нас к «карликам, стоящим на плечах гигантов» и ожиданию Апокалипсиса.

Произошла ли деградация общественных отношений в России до почти прямого возвращения к «старому» Средневековью? Отчасти именно так казалось, с распадом «Советской Империи», когда атомизация жизни и повсеместное ее упрощение наблюдалось очень ярко. Вплоть до частичной натурализации хозяйства, частичного прекращения функционирования денежной экономики. Отсутствие правовых основ и преимущественное использование неправовых методов разрешения проблем, слабость государственных институтов, регионализация (распад формально единого правового, экономического и культурного пространства на целый ряд «княжеств») . Вполне бердяевское описание «Нового Средневековья». Стоит оговориться — советское общество тоже было во многом «средневековым», особенно в той части, что касалась натурального хозяйства, обмена социального капитала, обмена дарами, ритуалов. Однако советскому обществу до российского образца первой половины 90-х годов далеко.


весь текст

http://polit.ru/analytics/2010/05/13/sns.html

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB