В мирное время "гебитигер" (начальник) "орденского дома" (в этом случае "гебитигером" был комтур) или крепости-бурга (в этом случае "гебитигером" был кастеллан, или каштелян) и орденские "братья" вкушали пищу за одним столом в трапезной (ла.: "рефекториум", нем.: "ремтер"), храня во время еды полное молчание. Иногда назначался чтец (обычно из числа орденских "братьев-священников" - как правило, они были единственными грамотными среди членов Тевтонского ордена), читавший вслух священные или нравоучительные тексты. После того, как "братья-священники" и "братья-рыцари", завершив трапезу, вставали из-за стола и, прочитав благодарственную молитву ("Благодарим Тебя, Христе Боже наш, еже насытил нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия!"), за стол садились "услужающие братья" ("братья-сарианты","сариантсбрюдер", "диненде брюдер" или просто "динеры"), а вслед за "услужающими братьями" - слуги ("кнехты").
Пища "братьев" и слуг не отличалась большим разнообразием. В ежедневный рацион членов Тевтонского ордена непременно входили хлеб и каша (овсяная, пшенная или гречневая), а также серый и белый горох. В закромах орденских замков постоянно хранились большие запасы овса, проса, пшеницы и ржи. Поскольку орденские "братья" были не только монахами, но и воинами, им необходимо было высоко калорийное питание, в том числе масло, сыр, творог и, разумеется, мясо. Чаще всего они ели говядину и телятину, но не брезговали также и свининой. Подобно обычным католическим монахам описываемой (и не только описываемой) эпохи, тевтонские воины-монахи пили не только чистую воду, но и пиво, мед, плодово-ягодные вина, молоко, а со временем (по мере развития виноградарства) перешли и на местное прусское вино. В постные дни вместо мяса ели рыбу, сыр и яйца.
В походе основными продуктами питания были хлеб и пиво. При этом проводилось четкое различие между "господским хлебом" (нем.: "герренброт"), который пекли для командного состава, "братьев-рыцарей" и "гостей" Ордена (знатных крестоносцев), с одной, и "хлебом для слуг" (нем.: "кнехтброт"), которым должны были довольствоваться воины "низкого звания". В походе "господа" пили, главным образом, вино, а слуги довольствовались пивом.
Провиант, который брали с собой крестоносцы и воины Тевтонского ордена, должен был не портиться на протяжении нескольких недель (столько обычно длились орденские "рейзы" в земли язычников), и потому состоял, главным образом, из сухарей, соленой, сушеной и вяленой рыбы, сала, копченого мяса, колбас, ветчины и солонины. По возможности брали с собой муку, чтобы печь из нее хлеб в походе.
Естественно, при захвате языческих селений все найденные там припасы и вся живность съедались подчистую.
В рацион участников военных "рейз" Тевтонского ордена в Пруссии непременно входила и так называемая "круда" - смесь различных сладких сухофруктов, сдобренная пряностями, анисом и кориандром. Существовала даже специальная профессия "круденера" ("крюденера", "криденера") - кулинара, специализировавшегося на изготовлении "круды" и одновременно торговавшего этим высококалорийным лакомством. Особенно славился своими "круденерами" подчиненный Тевтонскому ордену портовый город Данциг (по-польски: Гданьск). В 1405 г. для снабжения участников "рейзы" в Литву свежим хлебом был зафрахтован целый корабль, превращенный в плавучую пекарню (нем.: "бакшифф"). Кроме того, участники орденских "рейз", если представлялась такая возможность, брали с собой в поход живой скот (обычно быков) и домашнюю птицу с клетках, чтобы иметь возможность питаться свежим мясом хотя бы на начальном этапе военной экспедиции.
Провиант, предназначенный для транспортировки на вьючных лошадях, телегах или санях (в зимнее время), упаковывался преимущественно в бочки или в мешки. Шедшая в голове походной колонны провиантская команда доставляла на место очередного ночлега необходимую провизию ("виктуалии") для воинов, а также овес и сено для лошадей еще до подхода основных сил орденского войска. Воины ополчений, направленных в состав орденского войска подчиненными Тевтонскому ордену городами и сельскими общинами, а также светскими рыцарями - ленниками ордена -, обычно сами заботились о пропитании, транспортировке провианта и снаряжения. Участвовавшие в тевтонских "рейзах" знатные крестоносцы (в отличие от приученных к воздержанию в пище и питье членов Тевтонского ордена) старались ни в чем себе не отказывать даже в суровых условиях прусского театра военных действий. Так, в 1363 г. для принимавшего участие в "рейзе" знатного французского сеньора Жана де Блуа был нанят специальный повар, искусный в печении пирогов с разнообразной начинкой и в приготовлении изысканных паштетов, а также зафрахтован отдельный корабль, на борту которого в садках со свежей водой везли живую рыбу.
© Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
_________________ Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410" Ska, piwo, halabardy!
|