"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 29-03, 17:44

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26-08, 14:17 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
http://byhistory.ru/articles/torgovye-s ... -veke.html

Авторы: И. Тихомиров; Год издания: 1877
Из издания: Журнал Министерства Народного Просвещения, декабрь

Цитата:
Торговля, начатая Ливонскими Немцами с Россией в XII и XIII веках (1), продолжалась и в XIV, и приобрела большие размеры и более определенную организацию. В сороковых годах этого столетия мы видим, что в Риге живет значительное число Русских; там существовала особая русская улица, русская церковь с церковным двором, русская гильдейская горница и русские домовладельцы, а пред Песочными воротами даже русская деревня. Из древнейшей долговой книги города Риги, веденной с 1286 по 1339 г., видно, что русские и литовские купцы наравне с иностранными купцами из Любека, Времена, Мюнстера, Сэста, Кельна, Брауншвейга и др., а также наравне с Готландцами, Шведами и Англичанами, вели живые торговый сношения с Рижанами; подписи русских и литовских купцов составляют целую треть всех подписей(2). Понятно, что в этих торговых сношениях принимал деятельное участие Полоцк, как ближайший к Риге торговый город. Из перемирных грамот ЛИТОВСКИХ князей с Немцами мы видим, что и те, и другие выговаривают себе, неприкосновенность торговли с Полоцком; так Гедимин, заключая в 1323 г. договор с Немцами, включает в этот договор и Полоцк (3); с своей стороны и Немцы не желали, чтобы торговля с Полоцком прекращалась; так например заявлял магистр Ливонии Робин-фоп-Эльц, заключая в 1387 г. перемирие с Скиригайлой. «Мы желаем», говорить он, — «чтобы всем гражданам, а в особенности Полоцка и Вильны, и позволено было но крайней мере приходить в Ригу с своими товарами и там торговать» (4). Эта торговля с Полоцком была для Немцев, как кажется, очень выгодна; по крайней мере к концу XIV столетия они постарались придать ей прочную организацию на манер общества немецких купцов, торговавших в Новгороде; именно 29-го сентября 1393 года Рижский совет дал немецким купцам, торговавшим в Полоцке, инструкцию, коей некоторые пункты взяты из постановлений немецких купцов, торговавших в Новгороде. Согласно этой инструкция, немецкие купцы должны были неизменно соблюдать следующие правила: Они должны выбирать из своей среды одного ольдермана, который заботился бы о пользе своих собратий и во всем поступал справедливо; он должен защищать права купцов, руководствуясь, с одной стороны, предписаниями рижской думы, а с другой — собственными соображениями, из купцов никто не должен покупать со смесью сала и воска (5); никто не должен покупать того, что забраковал другой; нельзя дозволять, чтобы немецкий купец покупал то, что покупает русский; немецким купцам нужно известить об этом ольдермана, и ольдерман должен сообщить своим купцам, чтоб они этого товара не покупали (этим распоряжением, равно как и следующим, уничтожалась конкуренция, и следовательно, возможность возвышения цен на русские товары). Также не должно ни одному купцу покупать кожаных изделий, ласток или горностаев более, чем на 1/4 тысячи, Никто не должен покупать кожаных изделий (6), в которых замечена подделка, также изделий из подкрашенной шерсти, и одним словом, никаких товаров, в которых замечена какая-либо фальшь; ни один немец не должен покупать товару более, чем на тысячу марок серебра, под условием штрафа за неисполнение того. Ни один Немец не должен посылать Рускому провиант (7). Все эти вышеописанные пункты должно содержать под страхом пени в 10 марок серебра в неисполнение. И если какой купец захочет уехать, то должен идти к ольдерману и дать клятву, что все вышенаписанное законоположение он содержал без хитрости. и если кто-нибудь этого не захочет сделать и тайным образом поедет вниз к Риге, то об этом ольдерман должен известить рижский совет, а последний должен судить его но своим купеческим уставам. Бели же выбранный в ольдерманы захочет уехать, то он об этом должен дать знать своим купцам, и они должны выбрать другого ольдермана. и если ольдерман призовет своего купца к суду, или будет какое-либо дело пред королем и Полочанами, то купец должен дать монету серебра (около рубля). и если купцы не придут, то должно читать пред ними это право. Также если ольдерман кому-нибудь прикажет придти, тот должен придти, и если не придет, то должен заплатить ольдерману половину фердинга (1/4 марки). Рижский совет хочет, чтобы все эти вышеписанные пункты каждый соблюдал без хитрости.

Карта Ливонии в конце XVII века
Карта Ливонии в конце XVII века
Из этого мы видим, что общество немецких купцов в Полоцке имело во многом сходство с устройством немецких же купцов в Новгороде; как здесь, так и там устройство это было строго корпоративное; все было предусмотрено для отклонения конкуренции и возвышения цен на русские товары. Теперь перейдем к обзору торговых сношений Полоцка с Ливонией в ХIV веке.

Около 1338 года между Русскими, Литовцами и Самогитами с одной стороны и Немцами с другой происходила война; из-за чего была эта война и подробности ее мы не знаем. Мир 1-го ноября 1338 года прекратил военные действия. Договор, заключенный по этому поводу, содержит в себе много важного для истории торговых сношений России с Ливонией. По этому договору Двина должна быть свободною для купцов, идущих вниз и вверх с той и другой стороны,—будут ли они христиане или язычники; также должны быть свободны все реки, впадающие в Двину вверх от р. Эвесты (река Эвеста впадает в Двину с правой стороны).

Далее немецким купцам должно ездить также далеко, как советникам Литовского князя; и Русским, и Литовцам обеспечивается безопасность относительно жизни и имущества. Двину должно сделать безопасною с обеих сторон всяким купцам, и заморским. Если немецкий купец придет в Литовскую землю или в Русскую, то он может в этой земле ехать, куда захочет. Равным образом русские и литовские купцы, если придут в Ригу, то могут идти, куда хотят в стране Лифляндской, и так далеко, как управляет магистр. Далее, если немецкий купец идет в Литовскую землю, или в христианскую страну, то купцы могут оставлять свой тварь безопасно; но если они будут разбиты от разбойников, то князь не должен вину их принимать. Равным образом, если литовское войско сделает поход в христианскую страну и разобьет русских или литовских купцов, то магистр не должен его вину принимать. Далее, если немецкий купец украдет что-либо в Литве или на Руси, то должно судить его в Риге за этот проступок; и если Литвин или Русский украдет у немецкого купца, то его должно судить за эту вину. И если немецкие купцы начнут спорь между собою в Литве или на Руси, то решение его должно отложить до Риги, и там судить. Равным образом если Русские или Литовцы начнут спор между собою в земле магистра, то разборку его должно отложить до их старшины. Далее, если немецкий купец завяжет спор с литовским или русским купцом, также Русский или Литвин с Немцем, то должно судить там, где он произошел. Убежит ли Литвин, или Русский чрез мирную землю в христианскую страну и принесет с собою имущество, и князь захочет взять его в свои руки (конфисковать), то должен отдать товар, принадлежащей другому. и также если убежит какой-либо муж ив христианской земли чрез мирную землю к Литовцам иди в Русь и принесет с собою именье, и захочет магистр и ландмаршалк конфисковать это имущество, то он должен отдать имущество принадлежащее другому. И убежит Литвин или Русский чрез немирную землю в христианскую страну и принесет с собою имущество, то его отдавать не должно. Далее с обеих сторон не должно делать никакого закладывания. Этот мир заключен на десять лет с согласия короля Литовского, епископа и князя Полоцкого и города Полоцка, и князя Витебского, и города Витебска, и с согласия магистра, ландмаршалка и многих других братьев и советников Рижских.

После этого общего договора Полоцкий епископ Григорий и князь Глеб-Наримунт, сын Гедимина заключили другой частный договор с Немцами относительно весов (8). Вот этот договор? «Тако хочем мы горожане с мештерем: переже, како весити воск на скалвах, а вам чинити також, не тяжелей нашего полупуда. Хоть товар, который весити на скалвах, а язык пускати на товар; а коли товар на стану станеть, отступи прочь, а рукою не приймай. А весцеви крест целовати, как ему право весити, какий ни товар будет. А немцем дати весчего от берковска заушня от воску, от меди, от олова. А соль весити у нудный ремень от берковска узяти ему долгая, от рубля дати ему долгая. А в Ризе рускому купцеви от веса дати ему от берковьска пол овря, от воску, от меди, от олова, от хмелю. А соль весити пудным ременемь, от берковска дати ему от веса любецский, от гривны серебра любецский. А весити чистый воск без подсады, без смолы, без сала, как верх, тако испод. Аяжо привезсть нечистый товар, а не люб будет, поехати ему назад со своим товаром, а свой князь тамо казнить его. Аже найдуть у Немец нечистый товар у Руской земли, пойти ему назад с товаром у Ригу, там его свой князь судить.»

До 1399 года мы не имеем более никаких торговых договоров, заключенных Полоцком с Литовскими Немцами. За то в этом и следующем году по поводу торговли происходила большая переписка между Витовтом, под властью которого находился Полоцк, и Ливонцами. В 1399 году, 6-го марта, Витовт дал грамоту Рижанам. которою подтверждались прежние торговые права тех и других. «Мы великий князь Витовт дали есмо сию грамоту буркгимистру Ризскоиу Никбругуе и всем Немьцем и купцем Ризским и иным всем, чето же и у Полоцку Полочоном цоловати добрым людем креста цоловати на том, шето им чинити Немцем всеу правду и ву всей у торговли и во всяком торговом деле; а тако же и у Ризе и Полоцаном цоловати крест Немцем, добрим людем на том, сто Полоцаном ЧИНИТИ всеу правду и у ве се И у торговли и во всем торговом деле. А рубежя не чинити промежи себе на обе стороне, ни Немьцем, ни Молочяном знати истцю истьца. А на то на все дали есме сию грамоту и печать свою велели привесит А писана у Полоцьку, у четверг четвертое недли поста, марта у шестый день, но Божьему нароженьи вышло лети тысяча и четыриста без единого лета» (9). Может быть, в этом же году был заключен Полоцким наместником Монтигирдом и всеми Полочанами договор по повелению князя Витовта. В этом договоре говорится о крепком держании мира, заключенная немцами с князем Семеном и Полочанами; о том, чтобы в ту и другую сторону путь был чисть, а немцы и полочане пользовались взаимною безопасностью. «Што есте со княвем с Семеном мир узяли и с мужи Полочаны, штобы то так: здержали тот мир крепко, а мы так и держим крепко, доколе изыидеть. А на том миру ваши пусть к нам едуть чисто, а наши к вам едуть чисто; а вам блюсти Полочанина как бы своего немчина, а мы хочем вашего Немчина блюсти как бы своего Полочанина» (10).

В 1400 году произошли столкновения Полочан и Витовта с Немцами. Это видно из донесения рижских послов Тидемана Ниебрюгге и Лобберта Виттенборга. Эти послы были сначала в Смоленске для своих торговых целей, а потом для тех же целей прибыли в Полоцк. С ними послано было два боярина и письмо от Витовта. В письме приказывалось Полочанам переговорить с немецкими послами о торговых делах и о пропуске немецких купцов но всем их нравам. По показанию немецких купцов, Полочане неохотно согласились на это; между послами и Полочанами произошел спор. Полочане жаловались на Немцев за то, что совет рижский запретил Русским торговать с заморскими купцами в Риге, и что от Риги впервые произошло вмешательство. На это немецкие послы отвечали, что этого не могло быть, потому что заморские купцы вольны торговать в Риге, с кем хотят. С своей стороны немецкие послы тоже не остались в долгу; они стали упрекать Полочан за то, что у них неправильные весы, напомнили о скале и пуде, а также и о том, что они неправильно приняли немецкую соль (11)

Столкновение с Витовтом произошло по следующему случаю: Витовт стал требовать, чтобы немецкие купцы продавали сукно в долг, а расчет получили бы в Вильне; купцы отвечали, что это противно грамоте привилегий, в которой сказано, что немецкие купцы должны торговать с Русскими и Литовцами в городе. Витовт на это рассердился и запретил им идти в Ригу, а Литовцам и Русским запретил ходить вверх и вниз но Двине; запретил Немцам мелочной торг, покупать скот, рожь и мед; необходимое для провианта они должны были покупать тайком; принуждал Немцев насильно взять от Смолян и Полочан воск со смесью (12). Это подействовало на немцев, и они, как видно из письма Витовта к Рижанам от 4-го февраля 1401 года, отправили к Витовту письмо, в котором выразили свою скорбь вследствие подобных столкновений. Далее Витовт проводил ту мысль, что напрасно ему не доверяют, что никто от него еще не был несчастным. В заключение говорится, что его города и земли в их воле: «Вольно вам к нам приезжать и уезжать. Знайте также, что мы написали Полочанам, чтоб они дали крестное целование, что будут поступать справедливо, как в отношении вас, так и весов» (13)

(1) См. «Торговые и мирные сношения Русских княжеств с Ливонией в XIII веке» в журн. Мин. Нар. Просв. За май месяц 1876 г.

(2) Bonnell, Russisch-Livlandische Cronographie, 130

(3) Bunge, Liv-Esth- und Curlandisches Urkundenbuch, II, 150-158, N DCXCIII и N DCXCIV

(4) Ibid., III, 499, N 1245

(5) 26-го января 1332 г. немецкие купцы в Новгороде решили, чтобы никто не покупал после 29-го июня дурного воска ни в Новгороде, ни во Пскове, ни в Полоцке, ни в Риге, ни в Дерпте, ни в Ревеле, ни на Готланде. Chronographie, Bonnell, 123.

(6) Постановлением немецкого двора в Новгороде от 29-го сентябре 1346 г. запрещалось покупать испорченные меховые товары в Новгороде, Пскове, Полоцке, Риге, Дерпте, Ревеле, Феллине, на Готланде и там, куда только Русские ездят. Chronographie, 139.

(7) «Ok ne schal neen dudessche den Russen sendene vuren». Издатель «Русско-Ливонских актов» под словом vuren делает такое примечание: *vure wohlvore, zusanamengezogen von voder., fodr, Futter also Proviant oder Mundprovisson». С этим соглашаеися и г. Русснурм, местный Ревельский знаток нижнее-немецкого языка; советами и объяснениями его мы пользовались при переводе грамот, написанных на нижне-немецком языке. Г. Боннель думает, что этим постановлением запрещается ведение комиссионной торговли. Commentar., 213. В новгородской скре есть подобное же место: «Neman ne kal oc Walen gut.. noch Ruscen borgen, noch to sendere voren» - никто не должен ни давать взаймы Валлийцам.. ни Русским, ни брать у них взаймы. О договоре Новгорода с немецкими городами. И. Андреевского, стр. 91. Нам кажется, правдоподобнее последний перевод.

(8) Русско-Литовские акты № LXXIV, стр. 52— 55. Боннель относить этот договор к 1338 г. и доказывает это тем, что в 1338 году 1-е ноября был заключен договор Гедимина с немцами; в этом договоре, как мы видели, принимали участие епископ Полоцкий, князь и все Полочане. Как они они принимали участие в заключении этого общего договора, так МОГЛИ заключить и особенный договор о весах; а такой договор мог быть заключен не ранее возобновления торговых сношений после простановки их во время военных действий и после обеспечения всеобщим мирным договором. К тому же запрещение покупать воск с примесью последовало от немецкого новгородоского двора во второй половине 1332 г., а следовательно, этот договор никак не мог быть заключен в 1330 г. Имена епископа и князя в значатся на привешенной к этой грамоте печати. Под магистром здесь разумеется Эбернгардт фон Монгейм (1328—1340 г.). Боннель. Commentar., 175—176.

(9) Русско-Ливонские акты, N CXXII, стр. 44-45

(10) Русско-Ливонские акты, N CXXXIV, стр. 104

(11) Ibid., N CXXVII, 98 и 99

(12) Ibid., N XXXV, 105. Запрещение торговать с русскими последовало от немецкого двора в Новгороде 25-го июля 1318 года. Боннель, 107. Подобное же постановление было сделано в 1366 г. 24-го июня собранием уполномоченных от приморских городов в Любеке, где для новгородского двора было постановлено: «никакой гость не должен ни продавать русскому, ни покупать у него в кредит, но на чистые деньги или товары, под страхом пени пятидесяти марок серебра». О договоре Новгорода с немецкими городами, Андреевского, 105.

(13) Русско-Ливонские акты, N CXXXVI, стр. 106

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB