"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 17-11, 20:13

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-01, 18:44 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7055
Откуда: Brzesc, Bialorus
Монахи, орденские братья, паломники или как поехать в одном костюме на фесты по разным эпохам))

Типа методичка для тех кто хочет немножко схитрить и сделать универсальный комплект с которым можно нормально и обоснованно заявляться как на 14 век, так и на позднюю пятнаху. Предназначена в основном для мужчин, хотя и для женщин принцип подбора источников и сборки комплекта примерно такой же. Данная шпаргалка рассчитана на подготовленную публику, то есть разжевывать всякие мелочи типа чем отличается брэ середины 14 века от брэ конца 15-го не буду, все это вы должны знать сами. Основные моменты будут обрисованы тезисно, некоторые показаны на примере источников.

Оглавление:

1. Кратко о том зачем это все нужно.
2. Выбор комплекта и подбор источников согласно статусу и иерархии.
3. Монашеские ордена 14-15 века. Внешний вид, цвета, нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь, аксессуары
4. Братья духовно-рыцарских орденов 14-15 века, фамилиары, послушники, полубратья, слуги.
5. Одежда мирян-паломников 14-15 века.

Изображение

Итак, что же делать если вы занимаетесь профильным 14-м веком, а друзья пригласили вас на свой пятнашный проект? Или наоборот, срочно нужно поехать на фестиваль веком раньше, а в сундуке только 1490-е и без вариантов? Ответ есть - сделать себе монашеский комплект (или околомонашеский). Костюм священнослужителей рангом повыше не берем, реконструкция комплекта епископа или какого-нибудь другого высшего каноника обойдется недешево. Для тех же кому образ монаха кажется слишком постным и неинтересным, кто не хочет постоянно носить головной убор чтобы не выбривать тонзуру или кто-то просто носит бороду и не хочет ее сбривать ради одного фестиваля - существует отличный вариант сделать вполне годный комплект брата духовно-рыцарского ордена (тевтонского или мальтийского), которые с небольшими допиливаниями прекрасно подходят на оба века, а то и вовсе на тринаху.
Тем не менее на одних монахах и братьях духовно-рыцарских орденов свет клином не сошелся. Есть еще несколько околоцерковных статусов костюмы которых вполне подходят на оба века, и на источниках выглядят практически идентично.

Немножко о том а собственно почему так получается вообще что такие комплекты могут выглядеть одинаково на две эпохи.
Как мы знаем одежда монашества и клира Римской церкви является почти каноничной и все изменения в ней приживаются очень неохотно вплоть до нынешнего времени. Поэтому использование выкройки монашеской туники из 13 века на три столетия вперед я лично считаю вполне обоснованным. То же касается цвета, материала, длины, внешнего вида - за некоторыми исключениями и особенностями о которых будет рассказано ниже, в наиболее нас интересуемый промежуток с 1300 по 1500 год все более-менее универсально. Поэтому на многих источниках редко кому удается отличать например францисканца середины 14 века от его собрата по ордену второй половины 15-го. В этом случае датировка скорее определяется второстепенными деталями изображения, а не особенностями монашеского костюма. Именно поэтому с теми или иными доработками костюм монаха будет вполне историчен и скорее всего допущен по самым жестким требованиям на фестивали обеих эпох.

Изображение

Доступные и универсальные для 14-15 века церковные и околоцерковные статусы и комплекты (мужские):

- монахи католических монашеских орденов.
- братья духовно-рыцарских орденов (рыцари, священники).
- полубратья, послушники, фамилиары, слуги духовно-рыцарских орденов.
- паломники.

Если вы хотите самый простой в изготовлении комплект то нет ничего лучше чем одеяние монаха одного из католических орденов 14-15 века. Самый тру-вариант и апофеоз историчного минимализма состоит всего лишь из одной туники и капюшона. Для ультра-аскетов средневекового монашества это было распространенное явление - не нужны ни брэ, ни камиза, ни шоссы, ни обувь. Хабит из самого сурового сукна без подкладки. Ну и соответственно полная аутентичность на выходе и минимум денежных вливаний для изготовления комплекта.
Если же вы не настолько экстремал, то пошить нижнюю одежду все таки придется в соответствие с тем на какой фестиваль вы собираетесь. Обувь тоже. А если хочется не только определенного комфорта, но и некой статусности то качество сукна может быть достаточно высоким, для комплекта например аббата можно сделать даже с подкладкой, плюс достойный пояс, всякие интересные аксессуары - и вот вы уже уважаемый настоятель монастыря. :yes:
Для тех кто носит бороду, не желает брить тонзуру и привык к тяготам военно-полевой жизни отлично подойдет статус брата-рыцаря одного из духовных орденов. Сочетание церковной и светской одежды, рыцарский плащ с символикой ордена, отсутствие пафосных деталей в виде украшений, дорогих поясов, статусных аксессуаров вполне историчны и одинаково подойдут и на конец 14-го и на вторую половину 15-го века. Причем если вдруг вы не носите бороду, но оденете точно такой же костюм, то станете братом-капелланом.
У кого нет в наличие белого сукна для рыцарского плаща или кто давно занимается реконструкцией по статусам простолюдинов, горожан, ремесленников, прислуги, пехоты - те замечательно впишутся со своим универсальным комплектом в ряды полубратьев духовно-рыцарских орденов. Строгая простая одежда, скромный фасон, плащи серого или коричневого цвета с крестами-тау, - и вот вы уже на службе Тевтонского ордена, слуга, пехотинец, лекарь, пекарь, писарь, торговец, кто угодно.
Кто имеет хороший достойный гражданский комплект на эпоху (как и положено по уставу и законам ордена строгий и универсальный, без гульфиков напоказ и ярких полосатых цветов), но просто хочет покрасоваться в плаще с символами тевтонского ордена, может запросто и исторично это сделать. В этом случае он превращается в фамилиара (или донатора) ордена. Причем фамилиары были как среди знати, так и среди простых людей. Знатных дворян-фамилиаров источники изображают даже в рыцарских белых плащах.
Ну и наконец, если не хочется заморачиваться на все эти хабиты, бороды, тонзуры и все прочее - есть отличный универсальный статус-комплект на обе эпохи в которых выглядит практически идентично - мирянин-паломник. Надеваем все свое походное, длинное, темное, плащи, шапы, капюшоны, шляпу с бейджами, берем сухарку, флягу, посох - и вот мы уже можем заявляться на фестиваль по 1400 году. Нужен 1470-й? Не вопрос, источники показывают нам точно так же одетого и снаряженного паломника, шляпа, бейджи, простые длинные одежды с широкими рукавами. Нет, конечно есть изображения паломников и в традиционной моде эпохи, в типичных костюмах которые сложно подогнать на другой век, в том же св. Рохе Вивариниили Бастиани или в швабской школе легко угадывается поздняя пятнаха, но есть и другие св. Рохи, Альтенбург, св. Рох и ангел, где они выглядят вполне по четырнашному).

Изображение

Изображение

Но обо всем более подробно...

Кратко основные католические монашеские ордена в Западной Европе 14-15 века, цвет одежд, особенности в ношении тех или иных элементов или аксессуаров:

Одежда столь точно характеризовала монаха, что зачастую он получал от нее свое название. Францисканцы носили пояс из веревки, их стали называть "кордельерами" - "веревочниками" от французского слова "corde" - "веревка"; валломброзанцам их серая "униформа" дала название "серых монахов"; "бежевые братья" - братья милосердия в своих бежевых одеждах, а форма их скапулиров повлекла за собой прозвище "брусочки", намекая на соответствующий геральдический элемент; кармелитов за их смешные примитивные мантии прозвали братьями-сороками; скапулир из мешковины кающихся братьев объяснял, почему их величают "мешками"; сервитов Пресвятой Девы за их одеяния прозвали "белоризцами".

- бенедектинцы, сервиты, августинцы, кармелиты (цвет одежды черный, или редко - коричневый или каштановый, пояс из льна или оленьей кожи).
- цистерцианцы, мерседарии, тринитарии, премонстранты, картезианцы, доминиканцы (цвет одежды белый, серый, неокрашенный, черный кожаный пояс).
- бегины (до 1445 года), францисканцы, (бежевый, серый или пепельный цвет, у францисканцев традиционная веревка вместо пояса).


Монахам было совсем не обязательно носить одноцветную одежду. Часто случалось, что какая-то деталь костюма одного цвета, а другая — иного. У целестинцев туника белая, а скапулир, капуччо, куль* [первоначально плотно облегающая голову шапочка, при выходе на улицу поверх нее надевали головной убор.] — черные. В одном из документов, датированном 1233 годом, король Англии просит Лондонского виконта прислать ему сукна: половину заказа составляла «blaunchet», белая ткань – для Проповедников (доминиканцев), другая половина – «russet» для Меньших Братьев в Ридинге. «Russet» означало «rusetus pannus», ткань красноватого оттенка, получаемую в результате смешения натуральных белой и темно-каштановой шерсти. В Нарбонской конституции 1260 года предписывалось, чтобы «верхние туники не были ни совершенно черными, ни совершенно белыми», это, однако, предполагало значительную свободу выбора оттенков серого. На фресках Джотто в Верхней базилике Ассизи нередко в одной и той же сцене встречаются серые и красноватые одежды, но они всегда светлых оттенков. Согласно Конституции Ордена 1354 года, настоятели не должны были позволять ношения тканей «с пестрыми крапинками, а также слишком близких к белому или черному цветам». Разнообразие цветов одежды первых францисканцев было вызвано главным образом широтой оттенков натуральной черной шерсти, которая иногда отливала коричневым, а также тем, что в те времена ткань для туники еще не производилась специально для монахов. Они сами выбирали цвет и качество; впрочем, полученная в дар ткань должна была непременно пройти проверку у настоятелей.

Изображение

Монже, историк картезианского ордена в Дижоне, описывает происходившую в 1389 году покупку белой каэнской, английской и аррасской саржи, из которой шили кале (или куле, как назывался куколь у картезианцев), а также поставку белого сукна из Невера, предназначенного для носильных вещей картезианцев: двух котт дневных, двух котт ночных, двух больших куле, двух aulmuces (скапулир с капюшоном), трех пар шосс и четырех пар мягких туфель (которые у картезианцев были из белой ткани) без каблука. Кроме того, Монже описывает закупку брунете (тонкого сукна из мериносовой шерсти почти черного цвета) для шитья шапов, камлена из Бомона, то есть двусторонней шерстяной ткани (этот материал редко красили, он был либо серого, либо темно-коричневого цвета), и мантий из овчины для прогулок, поскольку картезианцы, как мы увидим, регулярно совершали прогулки.
Текст 1389 года сообщает о том, что аббат-бенедиктинец из Сен-Пьер-де-Без выдал своим монахам пять локтей (локоть - около 120 см) хорошего камлена; пять четвертей белой ткани бланкот; пять с половиной локтей полотна; рясу, куль и шаперон, пару зимних сапог и пару летних.

Изображение


Верхняя одежда на примере хабита св. Франциска:

Сохранившийся хабит св. Франциска был пепельного или землистого цвета, получавшегося в результате смешения, в одинаковой пропорции, белых шерстяных нитей с черными или темно-коричневыми. Некоторые считают, что он не отличался от одежды бедных крестьян той эпохи. Однако, как собственные сочинения святого, так и первые его биографии свидетельствуют о другом. Безусловно, одежда Меньших Братьев (длинная туника, капюшон, веревка и штаны) была намного беднее, чем у монахов того времени, что их особо сближало с нищими. Однако нельзя отрицать, что их одеяние было монашеским в полном смысле этого слова и отличалось от одежды мирян. В обоих Уставах св. Франциска и в житиях подчеркивается прежде всего скромность одежды Меньших Братьев, почти без упоминания о цвете или фасоне туники и капюшона. Не пренебрегая внешним видом, в ту эпоху монахи все же наибольшее значение придавали непритязательности и простоте одежды. В утвержденном Папой Уставе братьям предписывается не осуждать и не презирать «людей, которых увидят одетыми в тонкие разноцветные одежды»: в конечном счете, это означает, что цвет рясы должен быть натуральным. Поэтому сукно для монашеской одежды было запрещено красить.

Изображение

Изображение

Итого: cохранившийся оригинал хабита вполне подходит для основы кроя, материал - грубое сукно вышеозначенных цветов. Подкладка необязательна, для статуса вроде аббата возможна, как и лучшее качество сукна само собой. Длина рясы - почти до земли согласно источникам, широкие рукава, сбоку на груди по изобразительным источникам на 15 век просматривается разрез и нечто похожее на большой карман спереди, но никаких описаний на эту тему я нигде не встречал. Наличие заплаток (возможно других цветов) вполне исторично. Подходит и на 14-й и на 15-й век.

Изображение

Изображение

Капюшон, скапуляр:

Капюшон, который уже есть на первых изображениях братьев и Святого Франциска, имеет, как правило, остроконечную и удлиненную форму. Среди реликвий Базилики сохранился также капюшон в форме рукава, так что многие даже не замечают, что это на самом деле капюшон: его поместили на место отсутствующего левого рукава. Есть и другие виды капюшонов, относящиеся к тому периоду, - они короче и закруглены сверху. Таким образом, нельзя утверждать о существовании единого фасона капюшона во всех общинах.
Еще одной характеристикой капюшона было то, что первоначально он был пришит к вороту, но почти сразу его заменили отдельным капюшоном. Он надевался на голову и свободно спускался на плечи облегающей шею складкой. Эта складка постепенно увеличивалась, пока, наконец, не приобрела форму пелерины с капюшоном. Однако источники на пришитые капюшоны так или иначе встречаются на протяжении всего 14-го и 15-го века.
В конце XV века босоногие минориты носили квадратный капюшон, но придавали ему остроконечный вид наподобие капуччо св. Франциска. Затем, неведомо как (очевидно, везде по-своему толковали устав и традиции), различия появляются даже внутри одного и того же ордена в зависимости от его местонахождения. Французские камальдолийцы носили остроконечный капуччо и скапулир, доходивший до колен, тогда как камальдолийцы Сен-Мишеля и Мурано - круглый капуччо и скапулир такой же длины, как ряса. Когда говорят о больших и малых августинцах или больших и малых кармелитах, чаще всего имеется в виду размер их одежды - широкой или узкой.
Разумеется, между братьями не утихали споры, и каждый стремился доказать свою правоту. В частности, капуцины, наиболее пылкие из всех монахов, доходили до того, что начинали судиться с другими францисканскими конгрегациями по поводу цвета их одежды, фасона кожаных сандалий, капюшона, бороды, белой веревки, служившей им поясом.

Итого: капюшон обязательная деталь комплекта, отдельный или пришитый. Выкройка легко моделируется по источникам, за основу можно брать и гражданские худы. Материал - тот же что и на хабите. Подкладка как и в случае с рясой для обычного монаха не нужна. Если по уставу положен скапуляр, то он делается из того же материала что и капюшон с хабитом и положенным по уставу цвета и длины. Все подходит и на 14-й и на 15-й век.

Изображение

Изображение

Нижняя одежда:

Отказ носить камизу мог рассматриваться как умерщвление плоти и вполне подходил к монашескому духу и аскезе. Так поступали монахи в Монте-Кассино (где, однако, разрешалось носить "саван из грубого полотна под саржевой туникой"), камальдолийцы, цистерцианцы. Кармелиты же, сервиты, бенедиктинцы Бурсфельда, доминиканцы и премонстранты, напротив, носили шерстяную камизу, шершавую и колючую на ощупь; целестинцы, сильвестринцы и позднее мавристы — камизу из саржи. Монахи Фонтевро — рубашку изо льна или же из конопли.
Картезианцы, тамплиеры и рыцари Тевтонского ордена носили полотняные рубашки. Кальме пишет также о сорочках из фая — разновидности грубого шелка.
В орденах, где камизы были разрешены, монахи получали их по две штуки. "Одну — носить, а вторую — стирать", — как написано у бригиттинов. "Для стирки", — отмечает и св. Бенедикт.
"Монахам выдаются... две нижние рубашки (шемиз) из белой ткани, туника из серого буре* (грубая шерстяная ткань), такого же цвета прикрепляющийся к ней шаперон (капуччо по-итальянски) и мантия (накидка, плащ без рукавов)...". Шоссы делали из грубой шерсти, белой или серой; длинные зимние подвязывались к поясу, а летом более короткие закрепляли подвязками под коленями. Картезианцы носили шоссы из полотна.

Итого: отсутствие камизы вообще - исторично. Наличие грубой шерстяной, льняной, саржевой, конопляной, полотняной - также. Все зависит от статуса и личной аскезы персонажа. Длина - согласно общепринятой моде (в 14 веке подлиннее, в 15 веке покороче), хотя мне кажется у монахов это могло и не соблюдаться и камизы могли быть длинными вплоть до колена в обе эпохи. Шоссы - раздельные на оба века, могли быть как суконные так и полотняные, могли быть короткими как у женщин и подвязывались под коленями, могли и отсутствовать вообще.
Брэ - ничем не отличались от гражданских, делаются как и камизы по моде нужного века - в 14-м подлиннее, в 15-м покороче.

Обувь:

Устав не предписывает и не запрещает ношения сандалий. Он лишь указывает на возможность использования обуви в случае необходимости. Позднее, в XV веке, братья-реформаты, обитавшие в отшельнических скитах, начали носить особый тип сандалий с высокими деревянными подошвами, называя их «деревянными башмаками». Поэтому обсервантов в Италии в народе называли «башмачниками» («цокколанти»). Картезианцы в зимнее время носили кожаную обувь или же обувь на деревянной подошве. Они получали по две пары в год, а также жир в придачу. Текст Монже повествует о работе сапожника, шившего сапоги на войлочной подкладке для монахов-картезианцев "гарнизона Шартрё".
Известно, что существовала разная обувь для дня и для ночи (несомненно, более мягкие тапочки). Зимой часто носили обувь на деревянной подошве, называемую patini, с гвоздями, хотя устав 1259 года запрещал каноникам Ахена заходить в такой обуви в церковь "во избежание стука" подошв. Монахам предписывалось ходить только в черной обуви. Кроме того, монахи не имели права носить слишком узкую обувь.

Итого: босые ноги историчны, сандалии историчны, обувь исторична. Как выглядят сандалии можно посмотреть на изображении итальянского францисканца 15 века. Обувь рекомендуется опционально, черного цвета простых фасонов, выкройки можно брать в зависимости от того на какой век нужен комплект. Впрочем эта деталь обычно играет малую роль на допусках при условии что все остальное подобрано с толком.

Изображение

Изображение

Изображение

Детали и аксессуары:

Деталь, отличающая францисканцев и францисканок, независимо от цвета и фасона их облачения, от монахов других Орденов и конгрегаций Церкви - характерная веревка из белой шерсти, выбранная Франциском взамен кожаного пояса, чтобы следовать евангельскому наказу Христа своим Апостолам: «Не берите с собою… поясы свои» (ср. Мф 10:9). Изначально не существовало определенного числа узлов – они имели практическую функцию и укорачивали веревку, чтобы она не касалась земли. Затем развилась традиция трех узлов, символизирующих три монашеских обета: послушание, целомудрие и нестяжание. Остальные ордена носили пояса положенных по уставу цветов.
Есть упоминания о "рукавицах" - "mitaines" ("mitteanae laneae" от старо-французского слова "mite", одного из названий кошки, намекающих на ее мех), летних перчатках и варежках для зимнего времени. В список личных вещей монаха входил также носовой платок ("sudarium" или "mappula" по-латыни), деревянный гребень, нож, иголка с ниткой, стило и дощечку для письма, возможна некоторая сумма денег (Из-за финансовых затруднений мало-помалу распространился обычай выдавать каждому монаху определенную сумму денег "для поддержания своего облачения", как тогда говорили. Эти меры были приняты после решения генерального капитула цистерцианцев в 1396 году).

Итого: пояс или веревка, возможна т.н. сухарка, то есть сумка паломника, или простой кошель. Все вышеперечисленные мелочи носили в них кроме носового платка, он подвязывался на пояс. Остальные детали типа четки, молитвенник и тд - опционально. Подходит на оба века.

Отступления от уставной одежды: c одеждой монахов происходило то же самое, что и со всеми людскими одеяниями: некоторые монахи впадали в крайности (францисканцы Кануччиола были осуждены за это в 1434 году, причем среди прочих). Бог ведает, по какой причине, но клюнийцы прятали свой узкий скапулир, хотя едва ли из опасения быть узнанными. Наиболее неразумные из монахов надевали узкие туфли и широкие одеяния под названием huque по мирской моде, наряжались в яркие цвета на манер фламандских девушек и носили рогатые шапероны coqueluch, напоминавшие петушиный гребень, а также осмеливались разъезжать верхом с клинком на боку.

Головные уборы, прическа:

в католических монашеских орденах брили лицо и носили тонзуру. В духовно-рыцарских орденах капелланы соблюдали те же правила. Все прочие братья в тевтонском ордене например имели право носить бороду и усы, а также головные уборы в виде шапок. Шапки у обычных монахов мне лично почти не встречались, или непокрытая голова с тонзурой или надетый на голову капюшон. Всякие служебные и ритуальные головные уборы у аббатов и клира типа кардинальских шляп или епископских тиар в данном контексте не рассматриваем, это только по отдельно взятому комплекту.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

По братьям духовно-рыцарских орденов обзорно на примере Тевтонского ордена примерно все то же самое кроме небольших особенностей. Кто захочет делать комплект по иоаннитам - алгоритм тот же, уставы очень похожи, разница только в цвете одежд, символике и некоторых мелочах в статусах:

Изображение

Согласно Уставу ТО и другим документам и источникам члены ордена образовывали несколько групп: братья-рыцари, священники, прочие братья, полубратья, сестры (с XIV в.) и фамилиары. Братья-рыцари принимались в Немецкий орден из представителей рыцарского сословия; братья-священники отправляли церковную службу, а также занимались искусством и наукой (орденским священником был Петр из Дусбурга, первый хронист Ордена). Полубратья были мирянами, выполнявшими различные хозяйственные работы. Сестры Ордена были представительницами низших сословий, которые ухаживали за больными и выполняли в Ордене роль служанок. Фамилиары принимались обычно из числа богатых мирян, которые подчинялись орденским властям и могли оказывать материальную поддержку Ордену, а по смерти завещать ему все свое состояние.

Братья-рыцари:

В нарративных источниках и уставе ТО нет четкого и конкретного упоминания что братья-рыцари носили именно монашескую одежду как мы ее представляем по другим монашеским орденам – в уставе нет таких терминов как ряса, или хабит, или каких то других специфических атрибутов монахов (веревка вместо пояса и тд). Вероятно касательно братьев-священников это подразумевалось само собой и не нуждалось в отдельном упоминании, но в отношении братьев-рыцарей все не так однозначно. Изобразительные источники дают нам весьма широкую основу для реконструкции в плане выбора вида, кроя и цвета. Не рассматривая нижнюю одежду (камиза, брэ, шоссы, обувь) типичную для всех сословий, считается вероятным использование в качестве верхнего слоя различные виды монашеской и гражданской одежды - хабиты, гарнаши, котты, сюрко, плащи, худы, головные уборы, все они никак не противоречат тому что мы видим на миниатюрах. Отдельно упоминается только обязательное использование "спокойных" цветов и нужная длина одежды. Допустимые цвета верхней одежды кроме плаща - согласно источникам, белый, серый, коричневый, черный. Другие, более яркие и светские цвета такие как зеленый или например красный хоть и встречаются в источниках, но вероятнее всего принадлежат или фамилиарам ордена или статусным иерархам, магистрам и тд. Плащ для братьев-рыцарей только белый. Интересной особенностью гражданского костюма является частое отсутствие пояса и поясных аксессуаров (большая часть братьев ордена в небоевой одежде (рыцари и священники) изображены вообще без поясов-сумок-кинжалов) Просто свободная ниспадающая одежда и плащ. Есть только два изображения где наличествует пояс (статуя ландграфа Тюрингского 13 века, и картина Стефана Лохнера с рыцарем в белом плаще с черным крестом из пятнахи, но там вполне может быть просто рыцарь-крестоносец, необязательно брат ТО.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Особенности реконструкции костюма братьев-священников или капелланов:

- до 1244 года братья-священники не имели права носить белый плащ ("Когда в феврале 1244 посольство ордена обратилось из-за нескольких пунктов правил к Папе, он издал 13 февраля 1244 следующую буллу: „Послужит росту чести и пользы вашего ордена, если их клириков будут видеть в той одежде, которая подобает для богослужения и подобает чести духовного сословия. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники одеждой отличались от прочих. Поэтому мы разрешаем этим указом, чтобы они носили беспрепятственно белые талары поверх прочей их одежды.")
- братья-священники были обязаны брить бороду и тонзуру («…Все братья должны стричь свои волосы в монашеской и духовной манере, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братья должны иметь тонзуру не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.»)
- для верхней одежды в качестве основных источников для кроя и цвета рекомендуется брать уже известные нам виды монашеской одежды (хабит св. франциска, оригинал и его изображения, рясы, туники, капюшоны и тд, однако не выходя за рамки известных нам изображений братьев ТО.

Изображение

Изображение

Фамилиары или миряне:

Тевтонский орден также принимал мирян в орденскую общину. Правила ордена постановляли на этот счет: „Чтобы большее количество людей служило Ордену, мы дозволяем, мирян, состоят они в браке или свободны, принимать как фамилиаров в Орден. Принятые должны состоять самолично и со своим имуществом под руководством братьев и должны впредь вести себя подобающе своему новому положению, так, чтобы они избегали не только явных прегрешений, но и не исполняли недозволенных занятий или таковых приобретений. Они должны носить одежду духовных цветов, но не с целым крестом. Если они состоят в браке, половина имущества должна доставаться после смерти одного из супругов ордену, другая же половина остается долей пережившего для обеспечения средств к существованию. После смерти второго супруга все должно достаться ордену. Также со времени принятия такими собратьями обетов достающиеся прибыли принадлежат Дому. Но это предоставляется заключению и рассуждению ландкомтуров. Мы разрешаем им принимать также на других условиях, если они находят это хорошим".
Этот закон, естественно, применялся только для фамилиаров из народа, не затрагивая влиятельных персон, которые были приняты в фамилиары в знак почета за большие благодеяния, как царь Армении Левон или герцог Австрии Альбрехт III.
Численность фамилиаров, в документах неоднократно обозначаемых как "негласные" или как "собратья", не кажется незначительной, и складывалась из лиц всех сословий. Данный институт мог быть главным источником финансовой поддержкой, но также мог и выглядеть одиозно и неуместно эксплуатироваться.
За отсутствием каких-либо изобразительных источников по которым можно было бы однозначно интерпретировать фамилиара, следует заключить что ими могли быть как знатные особы и рыцари, так и простолюдины, и свои обязанности они выполняли согласно своему статусу на службе ордена. Комплект фамилиара можно подбирать с учетом вышеизложенных особенностей с большим количеством деталей гражданской одежды.

Изображение

Изображение


Полубратья:

C 13 в. отдельная группа служащих братьев, занимавшаяся хозяйственной и административной деятельностью.
Всем орденам требовались для дома и хозяйства рабочие руки крестьян и ремесленников. Такая рабочая сила, которая в одно и то же время сочетала бы выполнение трудовых обязанностей и орденскую жизнь, была, естественно, более желательна, чем слуги, работающие только за зарплату, внутренне оставаясь чуждыми Дому. Тевтонский орден следовал в этом примеру других орденов. Он принимал людей низких сословий как прислуживающих братьев. Они приносили те же обеты, состояли в полном подчинении ордена и жили вместе с прочими братьями, однако, имели не все права и обязанности других братьев. В ордене они считались не полными братьями, а только полубратьями, и также назывались - полубратья или серые плащи.
Законы о братьях-мирянах были изданы в начале 14 века, в них указано что полубрату должны остричь бороду и все волосы до высоты ушей. Верхняя одежда (плащ) должна быть с капюшоном, широкими рукавами и с полукрестом ... Они должны опоясывать свои рубашки. В еде и питье они должны содержаться по разумению ландкомтура. Насколько значительным было число братьев-мирян в начале и во время расцвета ордена, не может быть установлено при сегодняшнем уровне исследований. В 15-ом веке они становятся все более редкими и в течение следующих столетий вообще исчезают.
Что касается реконструкции внешнего вида этой категории ордена, то основным отличием от братьев Ордена было наличие половинчатого креста на «одежде духовных цветов». Документально это указание впервые встречается в законах Бурхарда фон Швандена о полубратьях ордена от 1289 г.:"Daz oberste cleit sol sîn ein schaprûn mit wîten ermelen unde mit eime halben crûce" (Верхнее одеяние должно состоять из короткого плаща с широкими рукавами и половинчатым крестом).
Полубратья могли быть слугами, чиновниками, школярами и учениками, лекарями, причетниками, ремесленниками, поварами и так далее.

Изображение

Миряне-паломники 14-15 века:

Изображение

Здесь я дам только обзорную информацию, за более конкретными и глубокими консультациями рекомендую обращаться в сообщество "ПАЛОМНИЧЕСТВО в средние века" https://vk.com/club76923668 и нашей общей знакомой Лизе. Там отличная подборка источников на все века, одежда, атрибутикаи тд.
Я же остановлюсь на внешнем облике паломников 14-15 века и его особенностях, самой главной из которых является именно то почему эта социальная группа вообще попала в эту статью - универсальность элементов костюма и аксессуаров.
Шапки с бейджами, сумки-сухарки паломников, свободная ниспадающая одежда очень похожая на ту которую носили братья духовно-рыцарских орденов ("спокойные" цвета, длина, традиционность, гражданский покрой но максимально приближенный к монашеской или церковной одежде), походные плащи и шапы, посохи - на многих источниках (не на всех конечно) это выглядит практически неизменно с 14 по 15 век. В случае подгонки комплекта под какой то определенный век изменения в первую очередь будут касаться уже упомянутых выше в разделе монашеской одежды фасонов камизы и брэ, обуви, фурнитуры и некоторых специфических элементов костюма типичных только для одной эпохи. Основа же - верхняя туникообразная одежда похожая на гоун или гарнаш, головные уборы, шапы и шапероны, плащи, рукавицы, раздельные шоссы - вполне подходит и на 14-й и на 15-й век. Конечно, сделать полностью угадываемый пятнашный комплект по св. Роху это тоже правильно и исторично, но мы ведь не ищем легких путей)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:

| |

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB