Мастера художественного ремесла
Художник или подмастерье смешивает краски. Миниатюра в энциклопедическом трактате. Англия, ок. 1350.
В Средние века не делали различий между художниками и ремесленниками. Живописцы, скульпторы, витражисты, ювелиры и мастера, работавшие по металлу, часто владели разными ремеслами; поступавшие к ним заказы нередко сопровождались подробными указаниями.
Иллюстрация XV века к трактату Цицерона с изображением античного художника Зевксиса. По легенде, он из лучших черт самых красивых афинских девушек создал идеал женской красоты.
Заказы классифицировались по своему назначению, будучи произведением религиозного содержания (алтарный образ, сцены из Священной истории, назидательные картинки) либо светского.
Скульптор за работой. Фрагмент рельефа бронзовой двери собора Сан-Дзено. Верона, конец XI — XII века.
Средневековому сознанию было совершенно чуждо представление о художнике, как об особо одаренной личности и тем более гении, чья главная задача — выражать собственное видение мира.
Скульптор, высекающий надгробие. Фрагмент миниатюры Жана Коломба в «Истории Трои». После 1490.
Тем не менее художников ценили очень высоко; многих из них знали по именам, и кто-то с законной гордостью подписывал свои работы в надежде на память потомков.
Жан Фуке. Автопортрет. Франция, 1452.
В раннем Средневековье устойчивые традиции ремесла сохранялись лишь в монастырях,
Монах раскрашивает статуэтку Девы Марии. Англия, ок. 1260.
но в XIII—XIV веках, с развитием городской культуры, картина меняется — центр производства смещается в города, мастера-миряне объединяются в ремесленные гильдии; иногда художниками были не только мужчины.
Художница пишет Мадонну с младенцем, мужчина-подмастерье смешивает краски. Италия, 1402.
http://carabaas.livejournal.com/3320887.html