"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 19-11, 21:51

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-10, 19:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-07, 15:44
Сообщения: 32
Откуда: Санкт-Петербург
Надеюсь, еще не было:

Статья Русанова В. "Средневековые красители для тканей"


Желтые краски
Восковник, невысокий кустарник с большими листьями, распространен на севере России, имеет несколько разновидностей, известных под именем восковой ягоды, воскового вереска и т.д.; на плодах имеется восковой слой. Восковник имеет много красящего вещества, дающего ярко-желтый цвет,
Толокнянка - медвежий виноград, по виду напоминает бруснику, ягоды мучнистые, растет на песчаных местах и в сосновых лесах, собирать нужно после появления ягод. Дает желтый цвет.
Крушина - волчьи ягоды, красящее вещество находится в коре; произрастает на всей территории России, имеет много местных названий: корушатник, медвежина, крушина колючая, слабительная, окостер, Проскурина и др. Кора некоторых видов крушины в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом - коричневую.
Береза - красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры - желтоватая.
Василек угластый - листья красят шелк и шерсть.
Василистник - листья красят шерсть,
Золототысячник - трава красит шерсть.
Одноягодник - красит полотно.
Полынь - трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами - в лимонный цвет.
Подмаренник - цветы с прибавлением квасцов красят в темно-желтый цвет.
Барбарис - кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.
Желтинник - на Украине называют скомпия, красящее вещество в листьях и молодых ветвях, собирают в августе, сушат, толкут и мелют.


Синие краски
Плаун ликоподий - травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.
Вайда (синило, синиль, фарбовник) - растет в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.
Гречиха - дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).
Гераний лесной - красящее вещество в цветах.
Ежевика - ягоды красят в темно-синий цвет.
Черника - ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.
Лакмусник - растет в Крыму. Трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием "Турнесоль".
Шалфей луговой - трава красит в темно-синий цвет.

Зеленые краски
Бузина - используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зеленый цвет.
Хвощ болотный, железник, беличий хвост, - растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.
Щавель - растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.
Можжевельник - растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.
Рута и цветок синего касатика - сок из них, смешанный вместе, дает прочный зеленый цвет.
Бирючина - ягоды окрашивают шерсть в, темно-зеленый цвет.
Черемуха - внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.
Тополь - внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1 :10).

Коричневые краски
Лишайники, торчовка, дубовая лапка - растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.
Ольха черная - распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.
Сухая кора крушины - дает коричневую окраску,
Кора сливяного дерева - дает коричневую окраску.
Трава серпуха - красит льняные и шелковые ткани.
Щавель конский - корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Красные краски
Крушина, волчьи ягоды - та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.
Марена красильная или крап - растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.
Бузина - кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.
Ветла - кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.
Душица - трава красит шерсть.
Мак дикий - сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.
Терн - кора, варенная со щелоком, красит шерсть.
Бирючина - сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.
Стружки красного дерева фернамбук варить с прибавлением 2 - 3% квасцов (или поташа). Дает не только красный, но и желтый, оранжевый, пурпурный, фиолетовый цвета.

Серые краски
Барвинок - трава красит шерсть в темно-серый цвет.
Ель - кора красит шерсть.
Кувшинка - корень красит хлопок и лен.
Ракитник - кора дает темно-серый цвет.
Толокнянка - листья красят шерсть в светло-серый цвет.
Копытень - красит шерсть в темно-серый цвет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 20:23 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
а технологию покраски? есть чо?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 23:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-07, 15:44
Сообщения: 32
Откуда: Санкт-Петербург
Именно из средневековых нету, только современные вариации.
И конечно, собственный опыт.

По средневековым способом делания чего либо есть такая книжка:
Изображение

Цитата:
"Трактат" Ченнино Ченнини
Единственный источник, в котором настолько подробно описаны материалы и рецепты, которые использовали в конце XIV века, а также технологии изготовления не только живописных произведений, но и различных предметов обихода.

Некоторые из глав трактата:

XXXVII. Как приготовлять черную краску несколькими способами...
LXVI. Как сохранять беличьи хвосты от моли...
XCVIII. Как делается зеленое олово для украшений...
CVI. Как надо приготовить клей для склеивания камней...
CLVII. Каким образом писать миниатюры и золотить бумагу...
CLXII. О способе работать на ткани или на тафте...
CLXV. Об изготовлении из тафты балдахинов, хоругвей, знамен и орнаментальных работ...
CLXVI. О способе раскрашивать и накладывать золото на бархате
CLXVIII. Как надо делать покрывала для лошадей, девизы и плащи для турниров и праздников
CLXIX. Обизготовлении нашлемников и шлемов для турниров и правителей
CLXXIII. О способе окрашивать ткани набивны трафаретом (да, набивка в домашних условиях).


Могу посканить что-нибудь оттуда

_________________
Источники искать -
Найти и неделиться


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 05:44 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Цитата:
Могу посканить что-нибудь оттуда

было бы здорово!

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 09:06 
Не в сети
сексуальный тролль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-03, 16:31
Сообщения: 1166
Откуда: Рим III
Варишь краситель, процеживаешь, варишь в красяшем растворе тряпкку, потом закидываешь квасцы. На раннятину так делали. Тряпку на ночь замачивали в воде с куском хоз. мыла. Лен и хлопок хуево берут цвет, даже на 2-3 раз, шерсть нормуль прокрашивается с 1 раза.

Изображение

Рубаха - 1 прокраска мареной, со второй прокраски ткань краску вообще не взяла.

Портки крашены корой дуба с добавлением марены, херово взяли краску даже со 2-х прокрасок.

_________________
Nam et si ambulavero in valle umbrae mortis, non timebo mala, quoniam tu mecum es.

Иисус обещал покончить со злыми людьми, Тор обещал расправиться с ледяными гигантами. И знаете что? Что-то я не вижу вокруг ледяных гигантов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 09:21 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
валяйте про квасцы подробнее. Чо там кроме мочи еще можно юзать?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 10:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-09, 22:28
Сообщения: 1389
Откуда: Минск-Прусский
Да-да, не очень хочется на кухне сцанье свое выпаривать :mrgreen:

_________________
...и на третий день Бог создал ремингтон со скользящим затвором, чтобы человек стрелял в динозавров и гомосексуалистов...Аминь!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 10:43 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
слыхал о каких-то алюмо-калиевых квасцах. чо ето?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 10:53 
Не в сети
сексуальный тролль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-03, 16:31
Сообщения: 1166
Откуда: Рим III
Да не ачкуй! Мы сто рас так делали! Пахнет чуть подтухшим куриным супом.

Коричневый и серый хорошо закремляет окислы железа, т.е. ржавчина.
Но тут надо учитывать, что цвет меняется от кол-ва и самих квасцов. Лоторея короче. Марена и калий железа синеродистый дают разброс от ярко алого до кислотно фиолетового. :mrgreen:

_________________
Nam et si ambulavero in valle umbrae mortis, non timebo mala, quoniam tu mecum es.

Иисус обещал покончить со злыми людьми, Тор обещал расправиться с ледяными гигантами. И знаете что? Что-то я не вижу вокруг ледяных гигантов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 11:14 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
helgi
бля, ты не мог бы более подробно и пошагово написать технологию, будьте так любезны монсерьёр нахуй?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 11:19 
Не в сети
сексуальный тролль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-03, 16:31
Сообщения: 1166
Откуда: Рим III
Зая, могу. Только не сегодня, сегондя работы много.

_________________
Nam et si ambulavero in valle umbrae mortis, non timebo mala, quoniam tu mecum es.

Иисус обещал покончить со злыми людьми, Тор обещал расправиться с ледяными гигантами. И знаете что? Что-то я не вижу вокруг ледяных гигантов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 11:25 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
helgi
а я потерплю ничо страшново. главно нопишы

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 12:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-06, 11:50
Сообщения: 19
Откуда: Москва
Вот рецептики и способы, прошу прощения, если боян.

(Инсбрукский манускрипт XIV в.)

Перевод Браги Хольмгардсгоди.

Коричневый.

Возьми железные опилки и ржавое железо, и мягкую смолу долго вари их вместе; все это делает хороший коричневый цвет [1].

Черный.

Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную краску [2].

Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет сделать более темным, то должен добавить еще черной краски.

Красный.

Возьми мел в горшке и добавь туда воды, и хорошо перемешай, и пусть смесь отстоится так, чтобы вода стала чистой и возьми эту воду, и вскипяти в ней бразильское дерево, пока оно не будет готово, а потом добавь квасцы и так крась зендель (тонкий шелковый материал).

Если кто-то хочет выкрасить что-либо в красный, то пусть возьмет киноварь и хорошо разотрет на камне с квасцовой водой, и красит этим. Если хочет сделать красный цвет темнее, то смешает его с черной краской или с ярь-медянкой и добавит туда квасцов; потом пусть приготовит все в (уксусе?) и возьмет бразильского дерева, и вскипятит все в человеческой моче. Также бразильское дерево, смешанное с квасцами, смешанные с (уксусом?) или мочой [делают красный цвет темнее] [3]

Нужно взять окись свинца и прокипятить его в (уксусе?), пока цвет не станет подобным цвету черепицы (красноватым?), и потом смешать с квасцами и полевым цветком, что зовется "zindlot" (Serratura tinctoria), и опять вскипятить в квасцовой воде, и процедить сквозь ткань, и этим красить.

Пусть возьмет крабов и хорошо прокипятит их в воде, и выбросит из горшка все, кроме панцирей, и оставшееся вскипятит. Разотри [панцири крабов] в ступке и процеди через ткань, и хорошо перемешай их с квасцами, пока цвет не станет красноватым; или если кто-либо хочет сделать цвет более темным, пусть добавит туда ярь-медянки [4].

Возьми бразильское дерево и клен (Acer Campestra, маленький клен, который растет до 30 футов высотой и устойчив к засухе) столько, сколько хочешь и прокипяти их в (уксусе?), и положи потом туда квасцы и камедь, так чтобы бразильское дерево и клен хорошо проварились, и пусть квасцы и камедь сварятся вместе, и с ними получишь красный на белом [5].

Желтый.

Кто хочет сделать желтую краску, берет аурипигмент (сернистый мышьяк) и смешивает с квасцами, приготовленными в (уксусе?), и этим красит.

Пусть возьмет барбарис (Berberis Vulgaris) и очистит его от кожуры; потом пусть очистит зеленое и вскипятит его с квасцовой водой, и добавит туда бразильского дерева и аурипигмента (сернистого мышьяка) и красит этим.

Зеленый.

Чтобы получить зеленую краску, возьми ярь-медянку и вскипяти ее в моче, и добавь туда квасцы и порцию камеди, и крась этим; чтобы сделать цвет светлее возьми эту краску и добавь аурипигмент и смешай с квасцами, сваренными в (уксусе?) и этим крась.

Пусть возьмет бузину и вскипятит ее в квасцовой воде, так получается зеленый цвет, и так же черный, если смешать с толикой черного цвета [6].

Синий.

Кто хочет получить синий цвет, пусть возьмет пигмент лазурного ляписа в (уксусе?) и вскипятит его с камедью и с квасцами и этим красит. Если хочет сделать темнее, добавь туда черной краски и синих цветов (васильков ("Centaurea cyanus")), которые растут в поле, и разомнет все хорошо, и вскипятит в моче и смешает с квасцами и этим красит.

Возьми листья карликовой бузины и растолки их, и возьми индиго и добавь туда, и все разотри; пусть долго сохнут; и возьми (уксус?) и смешай все, и потом добавь квасцы и разотри все, пока горячее. Крась этим белую ткань и получишь хороший синий цвет.


--------------------------------------------------------------------------------

Примечания.

1. Эта смесь не только делает более тусклым ярко-красный, но и сама является красителем. Согласно Плоссу, в этом документе термин "коричневый" варьируется от сочного коричневого до коричнево-фиолетового.
К тексту

2. Скорее всего использовалась скорлупа черного ореха, известная как темно-коричневый и черный краситель. Поскольку в ореховой скорлупе присутствует танин, то для этого рецепта не требуется "закрепитель" краски. Получаемый черный цвет варьируется от насыщенного темно-коричневого до чистого черного.
К тексту

3. Один из немногих средневековых рецептов с указаниями как использовать нерастворимые в воде краски. Согласно Плоссу, этот краситель с наибольшей вероятностью применялся для окраски шерсти, которая лучше всех сохраняет нерастворимые в воде красители.
К тексту

4. Это наименее достоверный рецепт в манускрипте; хотя раковины крабов использовались для получения розового цвета, Эмиль Плосс утверждает, что при проверке рецепта требуемый эффект не был достигнут.
К тексту

5. Бразильское дерево (Brasilwood) в основе темно-красное: добавление клена (Acer campestre) позволяет получить краситель, отмечает Плосс.
К тексту

6. Упоминание черной краски в этом рецепте одновременно понятно и смущает; если взять некое вещество и добавить к нему черной краски, то получится черная краска. Листья бузины, в то же время, содержат танин и могут быть использованы как закрепитель для других цветов. Возможно,


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 13:00 
Не в сети
сексуальный тролль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-03, 16:31
Сообщения: 1166
Откуда: Рим III
Это краски не для ткани.

_________________
Nam et si ambulavero in valle umbrae mortis, non timebo mala, quoniam tu mecum es.

Иисус обещал покончить со злыми людьми, Тор обещал расправиться с ледяными гигантами. И знаете что? Что-то я не вижу вокруг ледяных гигантов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 10:46 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Процесс покраски тканей на витраже

Изображение

14 c, France. Samur-aux-Auxois, витраж

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 11:16 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Цвета в Средневековье.
XIII-XIV века. Цвет черный


Автор: Ротгер (Rotger)

В задачи данной статьи не входит детальное рассмотрение распространенности и символической нагрузки всей той богатой цветовой гаммы, которая использовалась в цивильной одежде горожан в эпоху средневековья. Я бы хотел заострить внимание читателя, в первую очередь, на проблеме использования черного цвета в немонашеских костюмах (с клириками и так все понятно). К сожалению, в реконструкторской среде сформировалось мнение, что черный цвет считался мрачным, траурным, и как следствие был явно не в моде. Как мне кажется, подобное мнение является несколько ошибочным и, в основном, порождено современным мировоззрением. В своей статье я попытаюсь если не опровергнуть, то, по крайней мере, пошатнуть это устоявшееся мнение. Я ни в коем разе не хочу сказать, что применение столь широкой яркой цветовой гаммы, имеющее, как бы то ни было, под собой мощный базис в виде комплекса изобразительных источников, является ошибочным или неверным. Я лишь считаю, что наравне с такими популярными цветами, как красный, желтый, зеленый, коричневый, можно поставить и менее популярный черный, имеющий все-таки право на существование.

В первую очередь, обратимся к изобразительным источникам, как самым наглядным и наиболее убедительным. Пожалуй, самым ярким подтверждением в пользу возможности использования черного цвета является манускрипт Cantigas de Santa Maria, созданный во второй половине XIII века в Испании при дворе короля Альфонса X (1221 -1284). Существует мнение, что, будучи человеком талантливым, сам монарх, при дворе которого состояло большое количество трубадуров, лично принимал участие в создании этого средневекового сборника песен. Помимо этой особенности, этот манускрипт является в своем роде уникальным, и примечателен он тем, что в нем все музыканты изображены в одеждах красно-черных тонов. В этом труде собраны как песни светского характера, так и церковной гимны, причем последние явно в меньшинстве. Наличие песен религиозного характера не позволяет однозначно высказаться в пользу светскости черных одеяний, однако присутствие на тех же миниатюрах красного цвета ставит под сомнение и предположение о принадлежности данных музыкантов к монашеской братии. Просматривая манускрипт, нельзя не обратить внимание, что почти на всех его миниатюрах черный цвет в той или иной степени присущ каждому костюму: шоссы, котты, сюрко, плащи, даже шапероны выполнены этим цветом. Причем, что самое примечательное, глубина оттенка так же варьируется: от темно-синего, почти серого, до глубокого черного цвета. Наличие на одной и той же миниатюре двух различных оттенков черного не позволяет сделать предположение о выцветании красок.

Изображение

Изображение

Изображение

Кроме того, черный цвет встречается и на миниатюрах таких общеизвестных трудов, как "Библия Мациевского", "Манесский Кодекс" и "Роман об Александре". Но, как правило, это либо шоссы, либо сюрко.

Изображение
Библия Мациевского, вторая половина XIII в.

Изображение
Манесский кодекс, 1305–1340.

Изображение
http://www.clubliege.ru/library-images/ ... oman_2.jpg
Роман об Александре, 1338–1340 в.

Также косвенным подтверждением "в защиту" черного цвета может так же служить и знаменитая "Песнь о нибелунгах", записанная в начале XIII века германским автором. Эпизод со сборами Гунтера и Зигфрида в путешествие в Исландию за Брюнхильдой. Вот как автор описывает работу мастериц над одеждой путников:

365. Казался слишком дешев ей даже горностай
Для тех, кто за невестой в заморский ехал край.
Для них был выбран бархат чернее, чем агат.
И в наши дни украсил бы бойца такой наряд!

(перевод Ю.Корнеева)

Как мы видим, для автора является нормальным тот факт, что рыцари будут красоваться в одеждах черного цвета. Вполне очевидно, что институт использования черного цвета в светских костюмах существовал и данный цвет отнюдь не был траурным (Гунтер все-таки ехал свататься, а не на похороны).

Кроме того, среди рецептов натуральных красителей, записанных в Иннсбрукском манускрипте XIV века, фигурирует и черный цвет. В этом труде даже затрагивается проблема различных его оттенков:

"Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную краску.

Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет сделать более темным, то должен добавить еще черной краски."

Скорее всего использовалась скорлупа черного ореха, известная как темно-коричневый и черный краситель. Поскольку в ореховой скорлупе присутствует танин, то для этого рецепта не требуется "закрепитель" краски. Получаемый черный цвет варьируется от насыщенного темно-коричневого до чистого черного.*

Благодатную почву в анализе излюбленной цветовой гаммы жителей средневековой Европы дают бесчисленные описания и свидетельства современников. Например, информацию о цветовых предпочтениях участников турниров и торжественных мероприятий можно почерпнуть у Сицилийского Герольда в его труде "Blason des couleurs" (фр. – Геральдика цветов – 1414). Разумеется, торжественные, парадные одеяния разнятся по своей цветовой насыщенности с повседневным платьям, однако труд Сицилийского Герольда примечателен для нас больше с точки зрения психологии цвета. Так, для него красный цвет – самый красивый (кстати, популярность данного цвета полностью подтверждается изобразительными источниками и археологическими находками), коричневый – наиболее уродливый. Зеленый цвет, как природный, имеет наибольшую привлекательность. Из сочетаний цветов он хвалит голубой с бледно-желтым, оранжевый с белым, оранжевый с розовым, розовый с белым, черный с белым и множество прочих.

"Черный, – говорит он, – по нынешним временам излюбленный цвет одежды, ибо это цвет самый простой. Но все им злоупотребляют".

В знаменитом труде голландского исследователя Йохана Хёйзинги "Осень средневековья" мы находим следующую характеристику вкусов позднего средневековья:

во второй половине XIV – XV веке "черное, особенно черный бархат, явно знаменует гордое, мрачное величие, столь любимое этой эпохой, высокомерное обособление от веселой пестроты, которая царила вокруг. Филипп Добрый, простившись с годами своей юности, всегда одет в черное, так же как и его свита; его лошади тоже убраны черным. Цвета короля Рене, стремившегося более ревностно подчеркивать знатность и утонченность – серый, белый и черный."

Но, конечно, самыми убедительными могут быть лишь результаты анализа археологических находок на красители. К сожалению, натуральные материалы, такие как ткань и кожа, плохо сохраняются, по сравнению с металлом, поэтому обнаружение фрагментов одежды и аксессуаров в ходе раскопок в Лондоне является поистине замечательным. В книге Textiles and Clothing, посвященной этим раскопкам приводятся следующие данные:

* Из 351 образца, подвергнутых анализу на краситель, положительный результат дали лишь 220 (63%).
* Наиболее часто встречающимся оказался крапп (краситель из марены), обычно дающий теплые кирпично-красные оттенки, а так же используемый для получения персикового, фиолетового, коричневого и желтовато-коричневого цветов. Данный краситель так же может использоваться в сочетании с другими веществами для усиления цвета или получения новых оттенков. Так, анализ 7 образцов показал, что крапп был смешан с синим красителем для получения фиолетового или черного цвета.
* Анализ двух желтых на вид образцов выявил красители, схожие по параметрам с танином, что позволяет предположит, что в момент покраски они были коричневыми или черными.
* Общий подсчет показал, что среди общего числа окрашенных тканей преобладают оттенки красного. В меньшем количестве представлены фиолетовые и синие оттенки, следом за ними идут оттенки коричневого и, возможно, черного. Однако, у 37% образцов выявить краситель не удалось.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что черный цвет все же использовался в немонашеском костюме XIII-XIV веков, хотя и не был столь популярен, как цвета более теплых и радостных оттенков.

* цитируется перевод Браги Хольмгардсгоди (кир "Черный Вепрь"). Оригинал статьи лежит здесь.

Использованная литература и изобразительные источники:

1. Осень средневековья - Йохан Хёйзинга / пер. Д.В. Сильвестров, М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Textiles and Clothing c.1150–c.1450 - Elizabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland / The Boydell Press - Museum of London 2001.
3. Песнь о нибелунгах / пер. Ю. Корнеева, С-Пб.: Азбука-классика, 2002.
4. The Maciejowski Bible (вторая половина XIII в.).
5. Manesseschen Liederhandschrift (Codex Palatinus Germanicus 848 (1305-1340)).
6. Роман об Александре (1338-1340).

http://www.clubliege.ru/library_black-color.html

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 11:20 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Неестественное крашение естественными красителями.
(есть интересная информация)
http://irinadvorkina.livejournal.com/13494.html

Окраска ткани растениями.
http://priart.narod.ru/Painting.htm

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 11:21 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Подборка книг по крашению на ТФ:
http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=12906

Эксперимент пор крашению с фотографиями результатов на ТФ:
http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=19627

Еще один эксперимент по крашению шелка:
http://dame-odile.livejournal.com/53876.html

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 11:22 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Натуральные красители для шерсти или льна

Те, что не требуют закрепителя: (пропорции красителя расчитаны на 100г материала)
1. Цвет: Зеленовато- серый
Красители:Купина лесная (ясенец узколистный)- 200г кипятят 3-4 часа, 16 г настоя индиго
Способ окрашивания: В отваре ясенца растворяют настой индиго, погружают ткань и кипятят 1 час.
2. Зеленый
Кр:1000гр цветов и стеблей купины лесной кипятят 1 час.
Сп. краш.: Погружают ткань в гарячий отвар и ставят в тёплую печь до охлаждения.
3. Лилово-розовый
Кр.: 100 гр корней подмаренника северного
Сп.Окр.: Подроблённый корень подмаренник заливают водой, ложат ткань и кипятят до получения желаемого оттенка, потом стирают в теплой воде, прополаскивают и сушат.
4.Синевато-лиловый
Кр.:6-7гр корней подмаренника (свежих либо сухих), вымачивают 24 часа и кипятят 15 мин, 3гр. настоя индиго.

Сп.окр.: В отвар подмаренника доливают холодную воду, опускают мокрую ткань и кипятят 30 мин., затем такнь вынимают. отвар охлаждают. добавляют настой индиго, кладут снова пряжу и кипятят ещё зо мин.

Для шерсти:

1. Зеленовато- синий
200 гр листьев берёзы кипятят 3-4 часа, 1 гр настою индиго растворяют отдельено вводе.
Пряжу кипятят в настое индиго 30 мин, перекладывают в отвар берёзовых листьев и кипятят ещё 30 мин.

2. Светлый зеленовато-коричневый
300гр коры жостера вымачивают 20 часов, кипятят 3 часа.
Ткань кипятят в отваре коры 1 час.

3. Бежевый
300 гр молодой коры дуба кипятят 3-4 часа.
Погружаем ткань в уже готовый раствор и снова кипятить в отваре дубовой коры 1 час.

4. Сине-розовый
300 гр высушенных соцветий материнки обыкновенной, растирают, вымачивают 2 часа и кипятят в той же воде 1 час.
Ткань саму кипятят в отваре красителя 1 час прополаскивают и сушат.

5. Серый
300 гр высушеных цветов васильков синих растирают и вымачивают 2 часа, варят 3 часа
Мокрую ткань кладут в железный котелок, заливают отваром васильков и кипятят 30 мин.

6. Сине- голубой
150 гр высушеных цветов васильков синих растирают и вымачивают 2 часа, варят 1 час
Отвару василько дают прокиснуть, кладут в него ткань и кипятят до полного испарения воды. Затем ткань быстро сушат на солнце или в тёплом месте ( потому что цвет быстро выцветает )

7. Светло-коричневый
1500 гр лишайника пармелия промывают. кипятят 1 час, процеживают
Отвар лишайника готовят в медном котле, погружают туда мокрую ткань, кипятят 2 часа, охлаждают в отваре красителя, затем прополаскивают и сушат.

8. Тёмно коричневый
600 гр лишайника пармелия очищают от грязи, промывают.
В железный котёл накладывают слоями лишайник и мокрую ткань ( сверху слой лишайника ), заливают холодной водой, вымачивают 10- 12 часов, медленно нагревают и кипятят 1 час, периодически помешивая; охлаждают в котле, затем вынимают, вытрушивают лишайник, прополаскивают и сушат.

9. Зеленовато-жёлтый
1500 гр. свежей кропивы кипятят 3 часа и процеживают
Ткань кипятят в отваре красителя 1 час. прополаскивают и сушат.

10. Светлый красновато-коричневый
100 гр коры черёмухи кипятят 3 часа, добавляют 13 гр корня подмаренник и 6,5 гр желудей и 2 часа кипятят всё вместе
В процеженый отвар красителя кладут мокрую ткань и кипятят 30 мин. Затем ткань прополаскивают и сушат.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 13:18 
Не в сети
сексуальный тролль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-03, 16:31
Сообщения: 1166
Откуда: Рим III
Мы на раннятину красили так:
Шмотку на ночь кладут в ведро с водой, на дне кусок хоз. мыла. Обезжжирить и замочить

Прапорционально весу шмотки отваривался краситель. Кило марены на рубаху. Плюс добавки.

Отвар процеживался, забрасовалась шмотка, красилась. Час-полтора не доводя до кипения, потом лайтово прополоскать, забросить в отвар квасцов и еще часог. Потом прополоскать еще раз и закрепить.

Закрепляют в зависимости от ткани и краски. Обычно дают постоять 30-40-60 минут в теплой воде с квасцами.

Както так, есси че не попутал.

_________________
Nam et si ambulavero in valle umbrae mortis, non timebo mala, quoniam tu mecum es.

Иисус обещал покончить со злыми людьми, Тор обещал расправиться с ледяными гигантами. И знаете что? Что-то я не вижу вокруг ледяных гигантов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 14:26 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Краткая история крашения и красителей
http://kws.atlantia.sca.org/dyeing.html

О натуральных красителях(на англ):
http://www.housebarra.com/EP/ep03/03dyes.html

О практике крашения различными красителями (на нем):
(с фотографиями и рецептами, есть ссылки на подробное описание процесса с фото):
http://www.familia-ministerialis.de/farben.html

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 23:08 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7042
Откуда: Brzesc, Bialorus
Тему переношу аналогично мыловарению, в этом разделе обсуждается практика а не теория))

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-10, 14:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-07, 15:44
Сообщения: 32
Откуда: Санкт-Петербург
Как мы красили в свое время. Что-то вроде отчета
http://www.diary.ru/~ternovnick/p120263894.htm

_________________
Источники искать -
Найти и неделиться


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-10, 14:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18-07, 15:44
Сообщения: 32
Откуда: Санкт-Петербург
Всякие полезности

При окраске шерсти растительными красками хорошие результаты дает предварительная протрава двухромокалиевой солью. На каждый кг пряжи или ткани нужно взять приблизительно 20—25 г соли; количество это зависит: 1) от тонкости материала, 2) от яркости нужного оттенка и 3) от характера красящего вещества.

Окраска шерсти и шелка кислотными красками

При крашении прежде всего нужно хорошо очистить материал, что достигается отваром тканей или пряжи в теплой или горячей воде с мылом, содой или поташом, последующим ополаскиванием холодной или теплой водой, к которой прибавлено 0,5—1% соляной кислоты, и окончательным ополаскиванием чистой водой. Для окраски нагревают в эмалированном, .чугунном дли. глиняном горшке воду, приблизительно ведро или более на 1 кг материала, при этом нужно слегка подкислить воду, для чего прибавляют соляной или уксусной кислоты. В воду всыпают глауберову, поваренную или более дешевую морскую соль и, когда вода достаточнб нагреется, опускают в нее ткань или пряжу. Предполагаемый для окраски материал должен быть взвешен для определения количеств нужной краски (см. рецепты). Краску растворяют отдельно в горячей воде, процеживают, чтобы не было комков, так как это может дать пятна на материале, и постепенно приливают раствор ее (в 3—4 приема) в красильную ванну. Частичное добавление краски важно потому, что таким образом происходит более равномерное и лучшее окрашивание- При каждом добавлении порции краски нужно материал вынимать, хорошо размешать добавленную краску и только потом можно опять погрузить ткань или пряжу. Окраска длится всего 1—1,5 ч с подливанием выкипающей воды. Указанные ниже количества краски можно убавлять для получения более светлых тонов,
Соли, как глауберовая, поваренная или морская, играют роль вытеснителей краски из раствора в окрашиваемый материал; соляная, уксусная и другие кислоты благоприятно действуют на саму шерсть, способствуя поглощению краски. Ниже указаны пропорции солей и кислот на килограмм материала. Кислотные краски, как и другие, можно легко смешивать между собой и получать комбинации разных цветов: из зеленой и желтой можно сделать оливковую, из желтой и синей — зеленую; прибавляя к раствору красной краски синюю, можно получить фиолетовую; прибавляя к красной желтую краску - оранжевую и т.д. Необходимо заметить, что кислотные краски можно смешивать только с кислотными.
Рецепты окраски даны на 1 кг пряжи или ткани.
Синий цвет: 25 г синей краски» 35 г купоросного масла и 150 г глауберовой соли.
Купоросное масло добавляется во время кипения раствора в 2'—3 приема, причем прежде чем влить в котел масло, нужно развести его с холодной водой, иначе могут получиться брызги его во все стороны. Перед прибавлением купоросного масла необходимо ткань или пряжу вытянуть из ванны и вновь опустить после хорошего размешивания раствора.
Желтый цвет; 25 г краски желтой кислотной, 35 г купоросного масла и 100 г глауберовой соли. Окрашивание должно вестись около часа, цвет — правильно-желтый, густой.
Зеленый цвет: 1) 30 г краски оливковой, 25—30 г купоросного масла и 100 г глауберовой соли; 2) 30 г краски зеленой прочной, 30—40 г купоросного масла и 100 г глауберовой соли.
Красный цвет: 20—25 г пунцовой краски, 20—25 г купоросного масла и 100—200 г глауберовой соли. Купоросное масло добавляется, как и при синей краске.
Коричневый цвет: 30—50 г коричневой прочной кислотной, 25—40 г купоросного масла и 100 г глауберовой соли. .

Окраска шерсти и шелка протравными красками

Протравные краски отличаются исключительной прочностью, ровным и сильным цветом, но окраска на ткани не имеет большой яркости.
Окраска протравными красками отличается от кислотных только тем, что в красильную ванную вводятся хромпик или квасцы в качестве протравы, а вместо купоросного масла чаще всего употребляется слабая уксусная кислота.
Количество краски на 1 кг в среднем колеблется от 20 до 60 г, хромпика берется всегда почти половинное количество, причем последний вводится в красильную ванну или одновременно с краской, или за полчаса до окончания крашения. ., Окраска начинается с горячей ванны, постепенно доводится до кипения и продолжается в общем 1,5—2 ч. В случае если окраска производится таким путем, что хромпик или квасцы вводятся уже после окрашивания материала, то продолжительность крашения удлиняется до 2,5 ч. Все сухие вещества, а также и кислоты, как и при кислотном окрашивании, вводятся в котел в растворенном или разбавленном в воде виде, при этом окрашиваемый материал вынимается из ванны, содержимое ее хорошо размешивается деревянной палкой, после чего опять погружается материал для окраски.
После крашения необходимо пряжу или ткань прополоскать в теплой мыльной воде, а потом хорошенько в холодной, но именно прополоскать, а не мыть, так как иначе краска может местами отойти. После полоскания нужно закрепить краску, для чего материал погружают на 2—3—5 мин в холодную воду, к которой на ведро воды прибавлено 20 г купоросного масла. Это закрепление краски называется откваской. После откваски нужно опять прополоскать в воде, отжать и развесить для просушки.

Окраска шерсти кубовая

Исключительную по прочности и красоте окраску в синий цвет дает так называемое окрашивание кубом. Окрашивание ведется рядом способов, различают: содовый, поташный, купоросный и другие кубы. Удобнейшим является содовый куб.
Содовый куб: 500 г пшеничных отрубей погружают в котел с 5 — 6л воды, нагревают в течение 1—2 ч, охлаждают до 50—60° С и прибавляют хорошо смешанные: 45 г индиго, 45 г соды и 10—12 г гашеной извести, все это оставляют прикрытым на 2—3 дня, изредка помешивая, до развития брожения и образования куба. Признаком хорошо удавшегося куба считается раствор янтарно-желтого цвета с пленкой наверху, имеющей синевато-красный отлив. Чтобы брожение происходило правильно, нужно все время поддерживать раствор теплым. Если брожение проходит бурно, нужно прибавить немного извести. Для окраски берут сначала только половинное количество полученного куба, так называемой матки, и смешивают с 10 л воды, в которой растворено 40—50 г соды. Такой раствор может окрасить 1,5—2 кг шерсти. Перед окраской шерсти ее смачивают и в мокром отжатом виде погружают на 30—35 мин в куб под уровень раствора. Затем ткань или пряжу вынимают,отжимают и развешивают сушиться на воздухе. Материал сначала окрашивается в желтый цвет, который быстро зеленеет, а под конец синеет. Окрашенный в синий цвет материал промывают в мыльной воде и прополаскивают в обыкновенной.
Для получения очень темного цвета окрашенный материал до промывки мыльным раствором несколько раз погружают в кубовый раствор. Если во время окраски цвет раствора ослаб, нужно прибавить немного краски из «матки» до получения первоначального цвета красочного раствора.
Окраской кубом можно получить различные цвета, но рамки книги не позволяют подробно описать этот способ крашения.

Окраска хлопка, льна и пеньки анилиновыми красками

Хлопок, лен и пенька, имеющие растительные волокна, отличаются от шерсти и шелка, имеющих животные. Волокна. Окрашивание начинается с очистки пряжи или ткани варкой в мыльной или содовой воде и последующим споласкива-' нием в чистой. На каждый кг материала берут 1—1,5 ведра воды, смотря по объему пряжи или ткани, но так, чтобы материал мог свободно расположиться, так как смоченные растительные ткани теряют свою упругость и могут слежаться и не прокраситься. Окраска, как и при шерсти, должна производиться в эмалированном, чугунном или глиняном горшке. Для крашения применяются: прямокрасящие (субстантивные) , серные и кубовые краски.
Прямокрасящие краски не отличаются особой прочностью; серные дают очень хорошую прочную и стойкую окраску. Кубовые дают исключительную по красоте и прочности краску, но требуют большого навыка, умения и некоторой подготовки.
Прямокрасящие (субстантивные) краски. В раствор красильной ванны входят: краска, сода и поваренная соль. Сода способствует окраске волокна, поваренная соль способствует переходу краски из ванны на волокно.
Красильная ванна приготовляется следующим образом; в посуду для окраски наливают горячую воду, растворяют в ней соду, снимают образовавшуюся пену, приливают отдельно растворенную и процеженную краску в половинном количестве и нужное количество поваренной соля, Затем погружают смоченный в воде материал для окраски и держат ванну при слабом кипении. Через полчаса материал вынимают, прибавляют в ванну остальную половину раствора краски, размешивают и кладут обратно в ванну вынутый материал. Продолжительность крашения 45—90 мин. Во время окраски нужно материал переворачивать и погружать. Количество краски на 1 кг ткани или пряжи зависит от густоты желаемого цвета. Для светлых тонов берется от 20 до 30 г, для темных тонов больше, для черных — 50—60—70 г. Так как прямокрасящие краски не выбираются из ванны целиком во время крашения, то светлые тона можно получить окрашиванием в остатках от крашения в средний или темный цвет, не прибавляя новой краски. После крашения материал промывают и сушат.
Выше мы говорили о непрочности некоторых прямокрасящих красок, для закрепления их окраски можно материал обработать проявлением.
Проявление состоит в следующем: приготовляют на 1 кг ткани или пряжи ванну из полутора ведер воды и 30 г нитрита, куда понемногу прибавляют 100 г соляной кислоты. В полученную холодную ванну погружают материал на 15—20 мин', споласкивают водой и погружают сейчас же во вторую ванну, состоящую из ведра воды, куда прибавляют растворенные в небольшом количестве воды 10 г бета-нафтола* и 10 г раствора каустической соды в 40° Б. Материал держат в этой ванне 15 мин, промывают в нескольких водах и сушат.
Для увеличения прочности синих, голубых и коричневых красок можно выкрашенную пряжу или ткань отварить в течение получаса в растворе из 30 г медного купороса на 1,5 ведра воды. '
Серные краски. В состав красильной ванны входят: серные краски, сернистый натрий, или серная печень, сода и поваренная соль. Соль и сода имеют то же значение, что и при субстантивных красках: сернистый натрий или печень прибавляются к воде для лучшего растворения серной краски, которая или плохо, или совсем не растворяется в простой воде. Для окраски в светлые тона прибавляется сернистый натр, для темных тонов — серная печень. Красильная ванна для одного кг материала составляется из полутора ведер воды и от 30 до 60 г краски. Для светлых тонов берут 15—20 г, для темных — 30—60 г краски. В горячей воде в небольшой эмалированной посуде растворяют сернистый натр или печень и нужное количество краски; в другой посуде растворяют соду, приливают туда половинное количество растворенной краски и туда же всыпают поваренную соль. В приготовленную для крашения теплую Ванну вливают полученную смесь, содержащую половинное количество краски, погружают предварительно смоченный в воде материал и нагревают ванну в течение получаса, не доводя до кипения.
Затем материал вынимают, добавляют в ванну остальное количество краски, вновь погружают материал и продолжают нагревание и кипячение в течение часа. Вынутый материал сразу отжимают и высушивают на воздухе для вызревания цвета.
На 1 кг материала обычно берут 40—45 г краски, 100—150 г сернистого натра и 100—200 г поваренной соли.

Беление тканей и пряжи

Беление шерсти и шелка. При отбеливании тканей и пряжи животного происхождения необходима очистка их от грязи, жира и пота, что достигается промыванием в мыльной ванне с прибавлением поташа и последующим основательным ополаскиванием водой. Подготовленные таким образом ткани погружаются на 20—30 мин в 10—20%-ный раствор перекиси водорода, к которому прибавляют 1—2—3% нашатырного спирта для нейтрализации жидкости, и вымытую влажную ткань просушивают. Лучше всего подвергать действию солнца, а при сушке в помещении не развивать высокой температуры. Для лучших результатов беления нужно прибавить в раствор перекиси водорода 0,25—0,5% индигокармина- Если при более крепком растворе перекиси водорода индигокармин будет обесцвечиваться, нужно материал подсинить в отдельной ванне. При очень желтой шерсти хорошо к раствору перекиси водорода прибавить несколько капель раствора метилвиолетта.
Беление хлопчатобумажной ткани, льна, полотна и т.п. Применяют перекись водорода или раствор из 10ч. перекиси кальция, 5 ч. растворимого стекла и 1000 ч. воды.
Беление пряжи или ниток. Материал кладут на 8—9 ч в щелок из ясеневой золы, споласкивают холодной водой, потом промывают теплым крепким мыльным раствором, вторично споласкивают водой и сушат.

Состав для беления полотна. Полотно вымачивают в растворе из 3 ч. едкого натра, 30 ч, поташа, 15 ч. глицерина и 1000 ч, воды.
Беление льна по способу Клауссена. Сырой лен кипятят в растворе <1%) едкого натра и споласкивают в 2—3%-ном растворе горькой соли. Высушенный лен промывают в растворе (30%) соды, затем в 1%-ном растворе серной кислоты и наконец споласкивают в холодной воде. При такой обработке лен теряет 1—2% веса.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27-02, 17:44 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7042
Откуда: Brzesc, Bialorus
http://www.balto-slavica.com/forum/lofi ... 15984.html

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

| |

Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB