"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 29-03, 03:57

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11-09, 15:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 11-09, 15:33
Сообщения: 16
Здравствуйте я у вас тут новенький. Хотелось бы попросить у вас совета и помощи.
Очень заинтересовал вапрос внутренего устройства ТО. В частности вопрос званий, и обязанностей ритаров.
Читал википедию и другие источники, но толком не разобрался если честно. Если кто-то может подсказать литературу в которой это описано, буду крайне признателен!.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-09, 22:53 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Ну если вы в самом простом - википедии - не разобрались в этом вопросе, то я вам тут не особо чем помогу. Гуглите, читайте книги и старайтесь вникнуть в суть того что читаете.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-09, 06:18 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
teuto
устав ордена для начала почитайте. инетрнете он в свободном доступе. только нахрена оно вам?

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-09, 16:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 11-09, 15:33
Сообщения: 16
Прошу прощения за глупую тему. Но всеравно спасибо. Ана вапрос
"зачем?". Ну интересно же)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-11, 08:59 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
А. П. Бахтин,
главный архивист
Государственного архива
Калининградской области
(г. Калининград)


Орденские камеральные замки: функции и значение

Наряду с крупными замками конвентов, которые являлись
центрами военной и экономической организации ордена, рыца-
рям для овладения и управления их землями необходимы были
многочисленные мелкие замки. Предназначение мелких замков
было многообразно. Комтурства с их зачастую гигантскими тер-
риториями нуждались в более мелких подразделениях, которые
возглавлялись отдельными орденскими братьями или орденскими
чиновниками и существовали в виде каммерамтов. Каммерамт
— малая административная единица орденского государства.
Возглавлял каммерамт назначаемый орденом каммерарий, осу-
ществляющий функцию связующего звена между населением и
властями. В обязанности каммерария входило взимание земель-
ных податей, десятин и надзор за земельной собственностью в
немногих немецких и в подавляющем количестве прусских дере-
вень. Кроме того, он был облечен широкими полномочиями в
сфере общественного порядка (полицейскими функциями): раз-
бирал случаи воровства и телесных повреждений. Каммерарий
имел право арестовать преступника и в чужом доме или дворе.
Он также обязан был проводить судебное расследование. Пре-
пятствующий ему в исполнении этих обязанностей подлежал
смертной казни. Если при аресте преступник был ранен или убит
каммерарием, то последний не нес никакого наказания.
Рангом выше был управляющий пфлегамтом (ведомством)
(Pflegamt) и лесным ведомством (Waldamt). Возглавляли их соот-
ветственно управляющий — заботник (Pfleger) и лесники
(Waldmeister).

Область, прилегающая к замку конвента, управлялась как от-
дельный район, аналогичный пфлегерствам (заботничествам).
Наряду с комтурствами имелись и другие административные рай-
оны, которые находились в подчинении ландмейстера или маги-
стра, это были наместничества (Vogteien) с фогтами как верхов-
ными администраторами. Наместничества возникли в магистер-
ский период. Иногда они образовывались из упраздненных ком-
турств.

http://www.fvmuseum.ru/files/fvmuseum/s ... adov_3.pdf

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-11, 09:04 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Структура ордена
Великий магистр

Верховной властью в ордене обладали великие магистры (нем. Hochmeister). Устав Тевтонского ордена (в отличие от устава Бенедиктинского ордена, к которому он восходит) не передаёт в руки великого магистра неограниченной власти. Его власть всегда ограничивалась Генеральным Капитулом. Исполняя свои обязанности, великий магистр зависел от собрания всех братьев ордена. Однако с расширением ордена власть великого магистра значительно усиливается, ввиду невозможности собирать часто Генеральный капитул. На деле взаимоотношения Магистра и Капитула определялись больше правовым обычаем. Вмешательство Капитула было необходимым в кризисные ситуации, что порой приводило к отставке великих магистров с должности.
Ландмейстер

Ландмейстер (нем. Landmeister) — следующая должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем великого магистра на некоторых территориях Ордена. Всего в Тевтонском ордене существовало три вида ландмейстеров:

* Немецкий ландмейстер (нем. Deutschmeister) — впервые немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена. В 1494 году Император Карл V даровал Немецким ландмейстерам статус имперских князей.

* Ландмейстер в Пруссии (нем. Landmeister von Preußen) — должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк, внеся значительный вклад в завоевание Пруссии. Его усилиями были основаны несколько замков, проведено множество походов на прусские земли. На протяжении всего XIII века основной задачей ландмейстеров стало подавление постоянных восстаний пруссов и войны с литовцами. В XIV веке «обязанность» руководить постоянными походами в Литву полностью перешла к Маршалам ордена. Должность существовала до 1324 года. После переноса столицы ордена в 1309 году в Мариенбург, необходимость в специальном «заместителе» великого магистра в Пруссии отпала. С 1309 по 1317 год должность оставалась свободной. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.

* Ландмейстер в Ливонии (нем. Landmeister von Livland). Должность учреждена в 1237 году после вхождения Ордена меченосцев в состав Тевтонского ордена.

Ландкомтур

Дословно переводится как «комтур земли». Руководил баллеем ордена.
Комтур

Низшая должностная единица в структуре ордена. Комтур руководил комтурством вместе с Конвентом — собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями (нем. Pfleger) или фогтами (нем. Vögte) и могли иметь различные «специализации» и в соответствии с ними называться, например: фишмейстерами (нем. Fischmeister) или лесничими (нем. Waldmeister).

Главные должностные лица ордена

Кроме этого в ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться великий магистр:
Великий комтур

Великий комтур (нем. Grosskomture) — был заместителем великого магистра, представлял орден во время его отсутствия (по болезни, в случае отставки, преждевременной кончины), осуществлял иные поручения великого магистра.
Маршал

Маршал ордена (нем. Marschalle или нем. Oberstmarschall ) — в его основные обязанности входило руководство военными операциями ордена. Большую часть времени проводил либо в военных походах, либо в Кёнигсберге, являвшимся базой для сбора братьев ордена в походы против Литвы. Являлся вторым лицом ордена в сражениях после великого магистра.
Верховный госпитальер

Верховный госпитальер (нем. Spitler) — в первые годы после создания ордена руководил госпиталями и больницами ордена. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в Эльбинге.
Верховный интендант

Верховный интендант (нем. Trapiere) — в его функции входило снабжение братьев ордена всем необходимым в мирной жизни: одеждой, пищей и другими предметами быта. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в замке Христбург.
Главный казначей

Главный казначей (нем. Trapiere) — руководил финансовыми операциями ордена, заведовал денежными ресурсами ордена.
Другие должности

* Kommandeur(нем.). В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
* Capitularies(нем.). На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула — руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
* Rathsgebietiger(нем.). Можно перевести как «член Совета».
* Deutschherrenmeister(нем.). На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».
* Balleimeister(нем.). На русский можно перевести как «магистр имения (владения)».

http://teuton-order.org/rukovodstvo5.html

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Внутренняя Иерархия ТО
СообщениеДобавлено: 10-03, 10:59 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
Древние монашеские ордена имели в своем составе также женские ветви. Они состояли под руководством мужского ордена и имели свои дома часто в непосредственном соседстве с конвентами братьев. То, что в древних приютах точно так же были братья и сестры, мы знаем на примерах госпиталей Магистра Герхарда, Немецкого в Иерусалиме и госпиталя в Випитено. Орден Госпитальеров точно так же принимал сестер. Тамплиеры, кажется, тоже в начале имели сестер, но потом запретили их принятие полностью.
Тевтонский орден последовал примеру иоаннитов. Но он предполагал не благородных дам в качестве сестер, а женщин из низших классов. Они должны были трудиться как благочестивые служанки. Это четко выражено в орденском правиле: „Мы предписываем, чтобы женщины не принимались в полные собратья ордена, так как мужской нрав часто вредоносно размягчается близостью женщин. Однако, так как лучше получается исполнять различные службы при больных и животных у женского пола, женщина может приниматься для такой службы, но таким образом, что для ее принятия необходимо согласие ландкомтура и что жилое место таким женщинам готовилось бы вне места проживания братьев." В другом месте говорится:„ Нужно объяснить сводным сестрам, что они должны жить целомудренно, послушно и без собственности и те, кто нарушат эти правила, должны за это поплатиться, и, если они откажутся, исключаются из ордена".
Об одеянии орденских сестер правила ничего не говорят, как ни странно. Цвет одежды, вероятно, был приспособлен к одежде братьев.
Мы нередко находим упомянутыми сестер ордена этого рода. Они служили в больницах, обеспечивали бельем и одеждой братьев и так далее.
В 14-ом веке, видимо, развился более независимый сестринский институт с собственными домами. Нужно ли к ним приплюсовывать сестринский дом в Бюнне, нельзя твердо сказать. Напротив, достоверно самостоятельными домами были женские монастыри в Берне и Франкфурте.
В 1330 брат ордена и Бернский приходской священник Дибольд Базельвинд основал благочестивый женский союз при приходской церкви, названный „Верхнее собрание". Другой, „Нижнее собрание", возник еще несколько ранее. Благодаря энергичной Анне фон Зеедорф, руководительнице верхнего собрания, произошло объединение обоих союзов. Она со священником Базелвиндом добивалась присоединения к Тевтонскому Ордену и достигла его в 1342 году. Дойчмейстер сделал это под условием строительства нового, подходящего для этого, сестринского дома. После этого сестры назывались впредь белыми дамами из Рювенталь. Они приобрели посредством покупок и дарений поместья в Вальгерингене, Бальдерштале, Гизенштейне и других местностях.
Франкфуртский сестринский дом был основан Вайкером Фрош, схоластиком собора Св. Стефана во Франкфурте. Он построил в 1350 дом для 30 сестер ордена с больницей для женщин и церковью Св. Катарины. При учреждении этих сестринских домов постановили, что они должны были соблюдать правила Тевтонского ордена и состоять под его руководством, об одеждах снова ничего не говорится, как ни странно. Но спросим себя: почему Бернские сестры назывались „белые дамы из Рювенталя"? Оба этих дома закладывали основы более самостоятельного института сестринства, с уклоном в более деятельную сторону у Франкфуртских сестер, более созерцательную у Бернских сестер. Но оба дома не были в состоянии сами утвердиться на длительный срок не говоря уже о том, чтобы основывать новые филиалы. Монастырь в Рювенталь чах, до тех пор пока не прекратил существование в 1480 году. Сестры из Франкфурта испытали ту же судьбу самое позднее в 1524.


Цитата:
Как и тамплиеры, Тевтонский орден также принимал мирян в орденскую общину. Правила ордена постановляли на этот счет: „Чтобы большее количество людей служило Ордену, мы дозволяем, мирян, состоят они в браке или свободны, принимать как фамилиаров в Орден. Принятые должны состоять самолично и со своим имуществом под руководством братьев и должны впредь вести себя подобающе своему новому положению, так, чтобы они избегали не только явных прегрешений, но и не исполняли недозволенных занятий или таковых приобретений. Они должны носить одежду духовных цветов, но не с целым крестом. Если они состоят в браке, половина имущества должна доставаться после смерти одного из супругов ордену, другая же половина остается долей пережившего для обеспечения средств к существованию. После смерти второго супруга все должно достаться ордену. Также со времени принятия такими собратьями обетов достающиеся прибыли принадлежат Дому. Но это предоставляется заключению и рассуждению ландкомтуров. Мы разрешаем им принимать также на других условиях, если они находят это хорошим".
Этот закон, естественно, применялся только для фамилиаров из народа, не затрагивая влиятельных персон, которые были приняты в фамилиары в знак почета за большие благодеяния, как царь Армении Левон или герцог Австрии Альбрехт III.
Чисенность фамилиаров, в документах неоднократно обозначаемых как "негласные" или как "собратья", не кажется незначительной, и складывалась из лиц всех сословий. Данный институт мог быть главным источником финансовой поддержкой, но также мог и выглядеть одиозно и неуместно эксплуатироваться.


Цитата:
Термин Братья-миряне берется здесь в смысле, употребляемом сегодня, как обозначение для занятых домашними, сельскохозяйственными и ремесленными работами братьев. Где старые правила ордена говорят о братьях-мирянах, они подразумевают, вообще, всех "братьев не-клириков", следовательно, рыцарей, сержантов и мирян вместе, но никогда братьев-мирян в сегодняшнем смысле. Они были в Тевтонском ордене не полными братьями, а полубратьями. Всем орденам требовались для дома и хозяйства рабочие руки крестьян и ремесленников. Такая рабочая сила, которая в одно и то же время сочетала бы выполнение трудовых обязанностей и орденскую жизнь, была, естественно, более желательна, чем слуги, работающие только за зарплату, внутренне оставаясь чуждыми Дому. Тевтонский орден следовал в этом примеру других орденов. Он принимал людей низких сословий как прислуживающих братьев. Они приносили те же обеты, состояли в полном подчинении ордена и жили вместе с прочими братьями, однако, имели не все права и обязанности других братьев. В ордене они считались не полными братьями, а только полубратьями, и также назывались - полубратья или серые плащи.
Считается, что Тевтонский орден перешел к принятию этих братьев-мирян довольно рано. Когда, нельзя установить. Законы о братьях-мирянах были изданы, как ни странно, гораздо позже, вероятно, при магистре Бурхарде фон Шванден.
Эти законы гласят:„ Именем Господа нашего Иисуса Христа мы постановляем и определяем, что полубрат принимается в орден и должен оставаться в нем: когда он предстает перед комтуром и братьями, нужно спрашивать его о том не имеет ли он какого-то недостатка, болезни, зависимости, долгов или союза с женщиной или состояния в другом ордене. Если он умолчал хотя бы о чем-то, то должен быть извергнут из ордена. После этого ему должно заявить, что он связан службой ордену, беречь и заботиться о скоте, идти на пашни и работать и делать любую работу по приказу комтура и потребности Дома. На это он должен дать обет послушания, целомудрия и отказа от имущества. От него не следует требовать года испытательного срока. Ему должны остричь бороду и все волосы до высоты ушей. Верхняя одежда (плащ) должна быть с капюшоном, широкими рукавами и с полукрестом и воротником, который не был бы сшит с капюшоном, чтобы он смог складывать их и разбирать... . Ботинки должны быть на 3 или 4 пальца выше, чем у братьев. Они должны опоясывать свои рубашки. В еде и питье они должны содержаться по разумению ландкомтура. Они должны учиться вере и отстаивать молитвы братьев, исключая 60 Отче Наш. Но они должны читать и их, как все братья, в святые дни для живущих и умерших. Также они должны придерживаться поста братьев. Однако, комтур может освобождать их от этого по уважительной причине в пост до рождества, во время адвента и в другие времена. Когда полубрат умирает, то каждый брат должен читать 50 Отче Наш за него.
Насколько значительным было число братьев-мирян в начале и во время расцвета ордена, не может быть установлено при сегодняшнем уровне исследований. В 15-ом веке они становятся все более редкими и в течение следующих столетий вообще исчезают.


Цитата:
В крестовых походах принимали участие, как мы уже знаем по основанию госпиталя у Акры, воины не только благородного сословия. Тамплиеры принимали таковых в члены ордена, но они не были приравнены до конца к братьям-рыцарям: они не носили белого плаща и были оснащены меньшим количеством лошадей чем благородные братья. Эти члены ордена из третьего сословия прозывались „прочие братья, что носят оружие" или Братья-сержанты. Происходило ли наименование Sariantbrüder от freres servantes или, например, „Sarrachium" или Sarrochium, нельзя доказать в принципе.
У Тевтонского Ордена тоже были наряду с братьями-рыцарями „прочие братья, что носят оружие". В правилах они называются "Sariantbrüder" (бартья-сержанты). Сержанты носили не белые плащи, как у рыцарей, а плащ цвета обычной одежды. То, что они носили мантию, следует из установления: все братья должны иметь одну или 2 мантии. Насчет белой мантии определенно сказано, - его должны нести рыцари, как знак рыцарства. В отношении верховых лошадей они тоже уступали братьям-рыцарям, так как должны были, в то время как рыцари получали 4 лошадей, обходиться только двумя. Возможно, из этого и следовало то, что они боролись не в тяжелом полном рыцарском снаряжении, а снабженными в качестве средств защиты только шлемом, кирасой и щитом, наподобие прусских кульмеров (свободных держателей земли по кульмскому праву). Но их необходимо рассматривать как настоящих воинов, а вовсе не как прислугу, так как они четко отделяются от нее в правилах ордена. Наряду с этим братья-сержанты были также камерариями и сопровождающими высших сановников Ордена и, в этом качестве служили курьерами.
Число братьев-сержантов было значительным в первые годы ордена, так как коллегия выборщиков при выборах Великого магистра должна была включать наряду с 8 братьями-рыцарями и братом-священником четырех братьев-сержантов. Об их численности в позднем Средневековье судить, при теперешнем уровне исследований, невозможно. В новое время они полностью исчезают.


Цитата:
2. Братья-священники: Госпитальеры и Тамплиеры первоначально не имели братьев-клириков. Вскоре они столкнулись с большими проблемами, поскольку должны были предоставлять духовную опеку больным и раненым и совершать таинства над странниками. Поэтому они обеспокоились предоставлением им дозволения иметь братьев-священников. Папа предоставил такое разрешение иоаннитам в 1154 году, тамплиерам в 1162 году.
Тевтонский Орден имел в своем составе клириков с самого начала, так как он был, как известно, основан как братство и руководим капелланом Конрадом. Его первые наследники на этом посту были тоже клириками. То, что они составляли немалую часть братства, подтверждается тем фактом, что оно уже в 1197 году могло принять госпиталь в Барлетте и монастырь Св. Троицы в Палермо. Братья-клирики немного позже объявятся также и в Бурценланде.
Окончательное формальное подтверждение права принимать в Орден клириков последовало только в уже упомянутой ранее булле от 15 января 1220. Бессловесное же фактическое разрешение Рим дал еще буллами от февраля 1196 и февраля 1199. Первая подтверждала, что Тевтонский Орден в том виде, как он существовал в 1196, был взят под защиту Святого Престола, булла 1199 подтверждала действенность для Ордена правил тамплиеров и госпитальеров. Поскольку эти ордена предусматривали братьев-священников своими правилами, Тевтонский Орден мог с полным правом применять соответствующие постановления. Формальное же признание права принимать клириков, было, как уже сказано, впервые получено только в булле 1220.
Папа принимал ее вовсе не за тем, чтобы разрешить данный вопрос юридически, а для урегулирования положения клириков в Тевтонском Ордене. Она полностью изменяла его с этого момента, особенно по сравнению с временами до 1198: Клирики должны были состоять под властью гохмейстера и капитула, с исключением любой другой власти, и они должны были иметь в пределах ордена только те права, которые предоставят им магистр и капитул. Когда папа дальше определяет, что клирики должны в еде и питье быть полностью равны другим братьям, это означает – никаких особых предпочтений для братьев-священников.
Тевтонский орден, как говорилось, отодвинул братьев-священников от высших должностей ордена еще до этого момента. Но сам он прекрасно понимал необходимость поддержания авторитета священников. Так, было установлено: „Священников и братьев-клириков должно уважать и обеспечивать необходимым вперед прочих, как этого требуют святость их сана, честь ордена и усердие в вере и орденской дисциплине."
Ради уважения духовного сословия также устанавливалось, что братья-клирики не должны были подвергаться дисциплинарным наказаниям публично, а принимали бы их исключительно втайне.
Условия принятия не устанавливают для клириков никаких других требований, кроме касающегося всех братьев: они не должны быть в собственности господина. Следовательно, не было нужно ни немецкое, ни благородное происхождение. Принимались также клирики, которые еще не получили посвящения в сан.
Братьям-священникам вменялось в обязанности буллой 1220 проведение обрядов, совершение таинств и духовное обслуживание собратьев. Приобретя в большом количестве приходские и прочие церкви, орден стремился занять их своими братьями. Булла от 22 мая 1237 удовлетворяла это его желание, и определяла, что орден может назначать в свои собственные и в церкви, находящиеся под его покровительством, орденских братьев, и епископ должен утверждать их, если они подходят. Это право, ограничивающее епископскую свободу назначения, встретило ожесточенное сопротивление, и должно было предписываться епископам папой снова и снова. Это означало расширение поля деятельности ордена и возможность учреждать новые дома, в особенности такие, которые состояли только из братьев-священников и имели комтуром священника.
Кроме духовной помощи и обрядов вменялись в обязанность клирикам заботы об искусстве и науке, и, вследствие этого, обучение собратьев, особенно в духовных областях. Наряду с этим они должны были учить студентов, находившихся во многих домах ордена, и исполнять трудоемкую работу переписывания книг, необходимых или полезных для общин ордена, а также выполнять канцелярскую службу самых различных градаций. В коммендах, почти целиком построенных на исполнении церковных обязанностей, богослужение и духовная помощь часто предъявляли к братьям-священникам большие требования: духовное окормление в средневековье было сконцентрировано в немногих больших приходах, из которых совершались многочасовые переходы, чтобы совершать богослужения в причтенных церквях, посещать больных и так далее. Эта централизация духовной службы была хорошим средством поддержания порядка, оставляя братьев-священников частью большей общности и не позволяя отучиться от орденской дисциплины.


Цитата:
1. Братья-рыцари: Как первый воин за веру вступил в орден рыцарь Генрих фон Кирхайн из Гессена. Это произошло непосредственно при торжественном возвышении Немецкого братства до рыцарского ордена. Приток борцов за веру должен был быть очень значителен в течение следующих лет, так как орден мог выступать уже в 1209 году в Греции и в 1211 в Бурценланде как рыцарский орден. Неблагородный элемент, кажется, вырос настолько же значительно, поскольку госпитали Тевтонского Ордена и монастыри существовали к 1205 уже в Барлетте и Палермо, в Галле, Боцене и Праге. Рыцарство последовательно двигалось к превращению ордена в рыцарский. Они быстро оттесняло братьев-клириков от ключевых постов, занимаемых теми первоначально. Папство целиком и полностью шло навстречу стремлениям братьев-рыцарей. Папская булла 8. Декабрь 1216 устанавливала, что отныне и впредь магистры могут быть только братьями-рыцарями.
Но гораздо более важные постановления были провозглашены буллой от 15 января 1220. Она предписывала, чтобы братья-клирики не подчинялись отныне никакой другой власти помимо Гохмейстера и Орденского капитула и что они должны были пользоваться только теми правами, которые те предоставят им. Тем самым рыцарству была отдана вся полнота власти в ордене. Это оставляло братьям-священникам отныне место только в подчиненных учреждениях, и еще на должностях комтуров домов, которые были учреждены в приходских церквях и имели практически только братьев-священников в штате. На посту ландкомтура мы нередко находим священника в баллеях Тироль и Сицилия, в других баллеях - только в виде исключения.
На сильное принижение священнического сана явно указывают установления для выборов Гроссмейстера. Великого магистра должны были избирать 13 выборщиков. 8 должны быть выдвинуты из рыцарства Ордена, 4 из „других братьев" и только один из священников.
Братья-рыцари должны были быть, как и в других рыцарских орденах, благородного происхождения: „Кто не рожден рыцарем, тот не принимается в братья-рыцари, разве что дозволением гохмейстера." Выдавались ли в действительности такие разрешения, пока точно неизвестно. Кандидаты в рыцари должны были подтверждать свое благородное происхождение. Как конкретно, правилами не определено. По обычаям того времени в этом вопросе хватало клятвенного заверения человека. Это подтверждается множеством документов орденского архива в Вене. До 1406 хватало доказательства, что родители были благородного сословия. А с того года предписывалось представить доказательства четырех благородных предков. Немецкая кровь не требовалась по старым законам ордена. Но, видимо, не немецкие дворяне не подавали заявлений на принятие их в братья-рыцари.
Внесение вклада не было предписано братьям-рыцарям правилами ордена. Но, по свидетельству многих документов, оно обычно делалось и с течением времени превратилось в имеющую статус обычая необходимость. Вносимое имущество было очень разным, иногда весьма дорогостоящим.
Необычным было, что кандидатами в рыцари очень часто записывались состоящие в браке, отцы взрослых детей, молодые мужья, с согласия их супруги, часто желающей покинуть мир вместе с ними.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Внутренняя Иерархия ТО
СообщениеДобавлено: 10-01, 09:58 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
Цитата:
"Тевтонский Орден имел в своем составе клириков с самого начала, так как он был, как известно, основан как братство и руководим капелланом Конрадом. Его первые наследники на этом посту были тоже клириками. То, что они составляли немалую часть братства, подтверждается тем фактом, что оно уже в 1197 году могло принять госпиталь в Барлетте и монастырь Св. Троицы в Палермо. Братья-клирики немного позже объявятся также и в Бурценланде."

"Братьям-священникам вменялось в обязанности буллой 1220 проведение обрядов, совершение таинств и духовное обслуживание собратьев. Приобретя в большом количестве приходские и прочие церкви, орден стремился занять их своими братьями. Булла от 22 мая 1237 удовлетворяла это его желание, и определяла, что орден может назначать в свои собственные и в церкви, находящиеся под его покровительством, орденских братьев, и епископ должен утверждать их, если они подходят. Это право, ограничивающее епископскую свободу назначения, встретило ожесточенное сопротивление, и должно было предписываться епископам папой снова и снова. Это означало расширение поля деятельности ордена и возможность учреждать новые дома, в особенности такие, которые состояли только из братьев-священников и имели комтуром священника."

"В коммендах, почти целиком построенных на исполнении церковных обязанностей, богослужение и духовная помощь часто предъявляли к братьям-священникам большие требования: духовное окормление в средневековье было сконцентрировано в немногих больших приходах, из которых совершались многочасовые переходы, чтобы совершать богослужения в причтенных церквях, посещать больных и так далее. Эта централизация духовной службы была хорошим средством поддержания порядка, оставляя братьев-священников частью большей общности и не позволяя отучиться от орденской дисциплины."


Цитата:
3. братья-священники ТО носили белые плащи

" Когда в феврале 1244 посольство ордена обратилось из-за нескольких пунктов правил к Папе, он издал 13 февраля 1244 следующую буллу:
„Послужит росту чести и пользы вашего ордена, если их клириков будут видеть в той одежде, которая подобает для богослужения и подобает чести духовного сословия. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники одеждой отличались от прочих. Поэтому мы разрешаем этим указом, чтобы они носили беспрепятственно белые талары поверх прочей их одежды.""


Цитата:
"12. О бритье духовных и мирских братьев
Все братья должны стричь свои волосы в монашеской и духовной манере, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братья должны иметь тонзуру не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.


Цитата:
"Сильнейшей провинцией ордена в количественном плане являлась, без сомнения, Пруссия. Согласно Тумлеру, ок. 1400 г. она включала в себя примерно 1000 братьев. Более точные данные появляются только после поражения 1410 г. при Грюнвальде/Танненберге. В 1418 г. в Пруссии числилось ок. 500 братьев. В 1430 г. речь идет уже о 300 членах ордена. Около 1437 г. в Кенигсбергском конвенте состояло 45 (в 1439 г. – 63), в Эльбинге – 39, в Данциге – 24, в Бальге – 24 и в Бранденбурге – 22 брата. В других конвентах численность была еще меньшей. Например, в Голлубе находилось только 5 братьев [2].

Тумлер также приводит некоторые сведения о количестве братьев в Ливонии. В 1279 г. в Терветене находилось 12 братьев. В 1420 г. в провинции насчитывалось: в Риге – 60 братьев, в Феллине – 36 и в Вейсенштейне - 28 братьев. В 1451 г. во всей Ливонии насчитывалось 270 братьев (195 рыцарей и 75 священников): из них в Риге – 14, в Вендене – 12 и в Нарве – 6 рыцарей [3].

Следующей важнейшей орденской областью являлась Германия. По состоянию на 1379 г. в немецких баллеях ордена числился 701 брат. В 1394 г. количество членов ордена в немецких владениях снизилось до 620 братьев [4]. В 1414 г. в баллее Эльзас находилось 70 братьев (29 рыцарей и 41 священник). В 1448 г. в Тюрингском баллее состояло всего 29 братьев [5]. Определенную информацию о численности ордена мы можем почерпнуть из перечня Каспара, капеллана великого магистра, писавшего приблизительно в период между 1435-1440 гг. Каспар сообщает следующие данные по конвентам: Боцен – 2 брата (ландкомтур и священник), Триер – 6 (2 рыцаря и 4 священника), Люксембург – 1 (возможно, священник), Мец – 2 (возможно, священники), Кобленц – 11 (5 рыцарей и 6 священников), Мехельн – 7 (5 рыцарей и 2 священника), Маастрихт – 19 (12 рыцарей и 7 священников), Утрехт – 15 (распределение неизвестно), Марбург – 23 (11 рыцарей и 12 священников), Геттинген – 2 священника, Хорнек – 9 (4 рыцаря и 5 священников), Мергентхейм – 19 (15 рыцарей и 4 священника), Вена – 8 (2 рыцаря и 6 священников), Базель – 1 священник, Берн – 7 (6 рыцарей и 1 священник) и Страсбург – 8 братьев (1 рыцарь и 7 священников) [6].

О численности ордена на территории современной Италии Каспар сообщает следующие данные: 1) в Ломбардии: Бриксеней – 2 брата (1 рыцарь и 1 священник), Падуя – 3 (1 рыцарь и 2 священника), Венеция – 2 (священники?), Болонья – 2 брата (рыцарь и священник); 2) в Апулии: Барлетта – 5 братьев (4 рыцаря и 1 священник), Корнетто – 3 (распределение неизвестно), Сан-Леонардо – 4 (3 рыцаря и священник), Барии – 1 (комтур), Фоджия – 1 священник, Нардо – 1 священник и Бриндизи – 2 брата (возможно, священники); 3) на Сицилии: Палермо – 6 (5 рыцарей и 1 священник) и Маргана – 2 брата (возможно, священники) [7]."

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Внутренняя Иерархия ТО
СообщениеДобавлено: 15-04, 19:42 
Не в сети
главбюргер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-08, 16:34
Сообщения: 7047
Откуда: Brzesc, Bialorus
выжимка по семинару 12 апреля

Цитата:
"Структура и иерархия Тевтонского ордена, братья-рыцари, братья-священники, полубратья и фамилиары, сержанты, женщины в ордене 13-15 век. Проблемы реконструкции внешнего вида, источники"

Согласно Уставу ТО и другим документам и источникам члены ордена образовывали несколько групп: братья-рыцари, священники, прочие братья, полубратья, сестры (с XIV в.) и фамилиары. Братья-рыцари принимались в Немецкий орден из представителей рыцарского сословия; братья-священники отправляли церковную службу, а также занимались искусством и наукой (орденским священником был Петр из Дусбурга, первый хронист Ордена). К прочим относились братья Ордена, не принадлежавшие к рыцарскому сословию (легковооруженные воины и служащие низшего звания), но бывшие полноправными членами Ордена. Полубратья были мирянами, выполнявшими различные хозяйственные работы. Сестры Ордена были представительницами низших сословий, которые ухаживали за больными и выполняли в Ордене роль служанок. Фамилиары принимались обычно из числа богатых мирян, которые подчинялись орденским властям и могли оказывать материальную поддержку Ордену, а по смерти завещать ему все свое состояние.

Братья-рыцари:

Братья-рыцари должны были быть, как и в других рыцарских орденах, благородного происхождения: „Кто не рожден рыцарем, тот не принимается в братья-рыцари, разве что дозволением гохмейстера." Выдавались ли в действительности такие разрешения, пока точно неизвестно. Кандидаты в рыцари должны были подтверждать свое благородное происхождение. Как конкретно, правилами не определено. По обычаям того времени в этом вопросе хватало клятвенного заверения человека. Это подтверждается множеством документов орденского архива в Вене. До 1406 хватало доказательства, что родители были благородного сословия. А с того года предписывалось представить доказательства четырех благородных предков. Немецкая кровь не требовалась по старым законам ордена. Но, видимо, не немецкие дворяне не подавали заявлений на принятие их в братья-рыцари.
Внесение вклада не было предписано братьям-рыцарям правилами ордена. Но, по свидетельству многих документов, оно обычно делалось и с течением времени превратилось в имеющую статус обычая необходимость. Вносимое имущество было очень разным, иногда весьма дорогостоящим.
Необычным было, что кандидатами в рыцари очень часто записывались состоящие в браке, отцы взрослых детей, молодые мужья, с согласия их супруги, часто желающей покинуть мир вместе с ними. По уставу кандидаты в рыцарское братство обязаны были дать удовлетворительные ответы на те же пять вопросов, что задавались и тамплиерам: не являешься ли ты членом другого ордена? не женат ли ты? нет ли у тебя скрытых физических дефектов? не должник ли ты? не серв ли ты? Пять раз ответив "нет", кандидат должен был вслед за тем пять раз ответить "да". Готов ли ты сражаться в Палестине? В других местах? Заботиться о недужных? По приказу исполнять то, что умеешь? Соблюдать Устав? После этого он приносил монашеский обет:
"Я, ... , приношу обет и обещаю блюсти невинность, отказаться от собственности, быть послушным Богу и Благой Деве Марии и тебе, брат ... , магистр Тевтонского ордена, и твоим преемникам согласно Уставу и Статутам ордена и буду послушен тебе и твоим преемникам до самой смерти".
После чего его принимали в орден, и отныне он подчинялся распорядку, соблюдение которого предполагало, что в любой момент он с одинаковым рвением должен был играть две роли: монаха и рыцаря".

Основой всех имеющихся на данный момент источников по костюму братьев ТО является упоминание об этом отдельным пунктом в самой старой редакции устава Ордена 1264 года.

«11. О том, как и что братья могут использовать в качестве одежды и постели
Братьям этого Ордена позволено носить и использовать холст для нижних рубах, подштанников и чулок, простыней и покрывал, а также для других вещей, по необходимости. Верхняя одежда должна быть спокойных тонов. Братья рыцари должны носить белые плащи, как знак своего рыцарства, но другие их одежды не должны отличаться от одежд остальных братьев. Мы постановляем, чтобы каждый брат носил черный крест на плаще, на покрытиях шлема и брони, дабы показывать наружно принадлежность свою этому Ордену. Меховые изделия, рясы и одеяла не должно изготавливать из меха иного, кроме меха овец и коз, однако, никому не должно давать козлиный мех, если только он сам о том не попросит. Братья должны иметь обувь без шнурков, пряжек или колец. Также, те братья, кто заведует одеждой и обувью, должны заботиться о том, чтобы снаряжать братьев таким тщательным и подобающим образом, чтобы каждый имел нужный размер, не слишком длинный, не слишком короткий, не слишком узкий, не слишком широкий, и чтобы каждый мог без какой-либо помощи одеть и снять свои одежды и обувь…»

По уже упомянутой выше информации, и в целом если охватывать многочисленные исследования посвященные духовно-рыцарским орденам стоит отметить, что также как их собратья в ордене тамплиеров и в ордене госпитальеров, рыцари тевтонского ордена считались все же больше рыцарями нежели монахами. Соответственно в них так или иначе, в быту и в одежде, в роде их занятий и отдыхе, в политической жизни и многих остальных сферах деятельности было больше гражданского и светского нежели в обычных священнослужителях других монашеских орденов. На них не распространялись жесткие религиозные посты поскольку воинская профессия подразумевала хорошее питание, в часы отдыха дозволялась охота на крупного зверя и птиц, в 14 веке в т.н. законах Книпроде упоминаются наказания за владение братьями-рыцарями имуществом и золотом что говорит нам о не редких фактах таких злоупотреблений, постоянный приток знатных паломников для участия в походах вовлекал орден в организацию пышных встреч, походов, пиров и турниров. Неудивительно что к началу 15 века современники уже мало соотносили тогдашний ТО с суровым аскетическим братством рыцарей-монахов времен крестовых походов. Естественным образом все это не могло не отразиться и на внешнем виде братьев-рыцарей. Однако при реконструкции костюма брата-рыцаря следует учитывать несколько моментов:

- чем более ранний выбран период реконструкции (13 век например) тем характерно более дословное следование уставу в одежде и внешнем виде (отсутствие дорогих тканей, украшений, модных кроев одежды и тд).
- В нарративных источниках и уставе ТО нет четкого и конкретного упоминания что братья-рыцаря носили именно монашескую одежду как мы ее представляем по другим монашеским орденам – в уставе нет таких терминов как ряса, или хабит, или каких то других специфических атрибутов монахов (веревка вместо пояса и тд). Вероятно касательно братьев-священников это подразумевалось само собой и не нуждалось в отдельном упоминании, но в отношении братьев-рыцарей все не так однозначно. Изобразительные источники дают нам весьма широкую основу для реконструкции в плане выбора вида, кроя и цвета. Не рассматривая нижнюю одежду (камиза, брэ, шоссы, обувь) типичную для всех сословий, считается вероятным использование в качестве верхнего слоя различные виды монашеской и гражданской одежды - хабиты, гарнаши, котты, сюрко, плащи, худы, головные уборы, все они никак не противоречат тому что мы видим на миниатюрах. Допустимые цвета верхней одежды кроме плаща - согласно источникам, белый, серый, коричневый, черный. Другие, более яркие и светские цвета такие как зеленый или например красный хоть и встречаются в источниках, но вероятнее всего принадлежат или фамилиарам ордена или статусным иерархам, магистрам и тд. Плащ для братьев-рыцарей только белый.
- чем позднее период реконструкции и выше статус брата-рыцаря тем больше костюм брата-рыцаря напоминает гражданскую одежду, а не монашескую (шелковая ткань из погребений магистров, золотые украшения как ковчежец-реликварий Ульриха фон Юнгингена по Длугошу и тд).
- интересной особенностью гражданского костюма является отсутствие пояса и поясных аксессуаров (большая часть братьев ордена в небоевой одежде (рыцари и священники) изображены вообще без поясов-сумок-кинжалов) Просто свободная ниспадающая одежда и плащ. Есть только два изображения где наличествует пояс (статуя ландграфа Тюрингского из тринахи, и картина Стефана Лохнера с рыцарем в белом плаще с черным крестом из пятнахи, но там вполне может быть просто рыцарь-крестоносец, необязательно брат ТО.
- кресты и орденская символика в костюме братьев-рыцарей – на данный момент нам известны изображения крестов только на плащах и налатниках (арминг коттах). Форма и размер креста - согласно периоду реконструкции и источнику. При наличие источников возможны изображения крестов в гербах, на доспехе, щитах, бэйджах.


Братья-священники.

Госпитальеры и Тамплиеры первоначально не имели братьев-клириков. Вскоре они столкнулись с большими проблемами, поскольку должны были предоставлять духовную опеку больным и раненым и совершать таинства над странниками. Поэтому они обеспокоились предоставлением им дозволения иметь братьев-священников. Тевтонский Орден имел в своем составе клириков с самого начала, так как он был, как известно, основан как братство и руководим капелланом Конрадом. Его первые наследники на этом посту были тоже клириками. То, что они составляли немалую часть братства, подтверждается тем фактом, что оно уже в 1197 году могло принять госпиталь в Барлетте и монастырь Св. Троицы в Палермо. Братья-клирики немного позже объявятся также и в Бурценланде.
Клирики должны были состоять под властью гохмейстера и капитула, с исключением любой другой власти, и они должны были иметь в пределах ордена только те права, которые предоставят им магистр и капитул. Когда папа дальше определяет, что клирики должны в еде и питье быть полностью равны другим братьям, это означает – никаких особых предпочтений для братьев-священников.
Тевтонский орден, как говорилось, отодвинул братьев-священников от высших должностей ордена еще до этого момента. Но сам он прекрасно понимал необходимость поддержания авторитета священников. Так, было установлено: „Священников и братьев-клириков должно уважать и обеспечивать необходимым вперед прочих, как этого требуют святость их сана, честь ордена и усердие в вере и орденской дисциплине."
Ради уважения духовного сословия также устанавливалось, что братья-клирики не должны были подвергаться дисциплинарным наказаниям публично, а принимали бы их исключительно втайне.
Условия принятия не устанавливают для клириков никаких других требований, кроме касающегося всех братьев: они не должны быть в собственности господина. Следовательно, не было нужно ни немецкое, ни благородное происхождение. Принимались также клирики, которые еще не получили посвящения в сан. Братьям-священникам вменялось в обязанности буллой 1220 проведение обрядов, совершение таинств и духовное обслуживание собратьев. Приобретя в большом количестве приходские и прочие церкви, орден стремился занять их своими братьями. Булла от 22 мая 1237 удовлетворяла это его желание, и определяла, что орден может назначать в свои собственные и в церкви, находящиеся под его покровительством, орденских братьев, и епископ должен утверждать их, если они подходят. Это право, ограничивающее епископскую свободу назначения, встретило ожесточенное сопротивление, и должно было предписываться епископам папой снова и снова. Это означало расширение поля деятельности ордена и возможность учреждать новые дома, в особенности такие, которые состояли только из братьев-священников и имели комтуром священника."
Кроме духовной помощи и обрядов вменялись в обязанность клирикам заботы об искусстве и науке, и, вследствие этого, обучение собратьев, особенно в духовных областях. Наряду с этим они должны были учить студентов, находившихся во многих домах ордена, и исполнять трудоемкую работу переписывания книг, необходимых или полезных для общин ордена, а также выполнять канцелярскую службу самых различных градаций. В коммендах, почти целиком построенных на исполнении церковных обязанностей, богослужение и духовная помощь часто предъявляли к братьям-священникам большие требования: духовное окормление в средневековье было сконцентрировано в немногих больших приходах, из которых совершались многочасовые переходы, чтобы совершать богослужения в причтенных церквях, посещать больных и так далее. Эта централизация духовной службы была хорошим средством поддержания порядка, оставляя братьев-священников частью большей общности и не позволяя отучиться от орденской дисциплины.
Во многом все основные уставные правила по костюму совпадают с братьями-рыцарями, однако есть свои особенности реконструкции костюма братьев-священников:
- до 1244 года братья-священники не имели права носить белый плащ ("Когда в феврале 1244 посольство ордена обратилось из-за нескольких пунктов правил к Папе, он издал 13 февраля 1244 следующую буллу: „Послужит росту чести и пользы вашего ордена, если их клириков будут видеть в той одежде, которая подобает для богослужения и подобает чести духовного сословия. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники одеждой отличались от прочих. Поэтому мы разрешаем этим указом, чтобы они носили беспрепятственно белые талары поверх прочей их одежды.")
- братья-священники были обязаны брить бороду и тонзуру («…Все братья должны стричь свои волосы в монашеской и духовной манере, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братья должны иметь тонзуру не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.»)
- для верхней одежды в качестве основных источников для кроя и цвета рекомендуется брать уже известные нам виды монашеской одежды (хабит св. франциска, оригинал и его изображения, рясы, туники, капюшоны и тд) однако не выходя за рамки известных нам изображений братьев ТО. Различные нетипичные для ордена монашеские одеяния вроде скапуляриев или экзотических форм хабитов или капюшонов конечно же не подойдут.

Фамилиары или миряне.

Как и тамплиеры, Тевтонский орден также принимал мирян в орденскую общину. Правила ордена постановляли на этот счет: „Чтобы большее количество людей служило Ордену, мы дозволяем, мирян, состоят они в браке или свободны, принимать как фамилиаров в Орден. Принятые должны состоять самолично и со своим имуществом под руководством братьев и должны впредь вести себя подобающе своему новому положению, так, чтобы они избегали не только явных прегрешений, но и не исполняли недозволенных занятий или таковых приобретений. Они должны носить одежду духовных цветов, но не с целым крестом. Если они состоят в браке, половина имущества должна доставаться после смерти одного из супругов ордену, другая же половина остается долей пережившего для обеспечения средств к существованию. После смерти второго супруга все должно достаться ордену. Также со времени принятия такими собратьями обетов достающиеся прибыли принадлежат Дому. Но это предоставляется заключению и рассуждению ландкомтуров. Мы разрешаем им принимать также на других условиях, если они находят это хорошим".
Этот закон, естественно, применялся только для фамилиаров из народа, не затрагивая влиятельных персон, которые были приняты в фамилиары в знак почета за большие благодеяния, как царь Армении Левон или герцог Австрии Альбрехт III.
Численность фамилиаров, в документах неоднократно обозначаемых как "негласные" или как "собратья", не кажется незначительной, и складывалась из лиц всех сословий. Данный институт мог быть главным источником финансовой поддержкой, но также мог и выглядеть одиозно и неуместно эксплуатироваться.
За отсутствием каких-либо изобразительных источников по которым можно было бы однозначно интерпретировать фамилиара, следует заключить что ими могли быть как знатные особы и рыцари, так и простолюдины, и свои обязанности они выполняли согласно своему статусу на службе ордена.

Т.н. прочие братья, сержанты.

В крестовых походах принимали участие, как мы уже знаем по основанию госпиталя у Акры, воины не только благородного сословия. Тамплиеры принимали таковых в члены ордена, но они не были приравнены до конца к братьям-рыцарям: они не носили белого плаща и были оснащены меньшим количеством лошадей чем благородные братья. Эти члены ордена из третьего сословия прозывались „прочие братья, что носят оружие" или Братья-сержанты. Происходило ли наименование Sariantbrüder от freres servantes или, например, „Sarrachium" или Sarrochium, нельзя доказать в принципе.
У Тевтонского Ордена тоже были наряду с братьями-рыцарями „прочие братья, что носят оружие". В правилах они называются "Sariantbrüder" (братья-сержанты). Сержанты носили не белые плащи, как у рыцарей, а плащ цвета обычной одежды. В отношении верховых лошадей они тоже уступали братьям-рыцарям, так как должны были, в то время как рыцари получали 4 лошадей, обходиться только двумя. Возможно, из этого и следовало то, что они боролись не в тяжелом полном рыцарском снаряжении, но их необходимо рассматривать как настоящих воинов, а вовсе не как прислугу, так как они четко отделяются от нее в правилах ордена. Наряду с этим братья-сержанты были также камерариями и сопровождающими высших сановников Ордена и, в этом качестве служили курьерами.
Число братьев-сержантов было значительным в первые годы ордена, так как коллегия выборщиков при выборах Великого магистра должна была включать наряду с 8 братьями-рыцарями и братом-священником четырех братьев-сержантов. Об их численности в позднем Средневековье судить, при теперешнем уровне исследований, невозможно. В новое время они полностью исчезают.
- К сожалению мы не имеем четких изобразительных источников где достаточно определенно можно отличить серый цвет от белого чтобы идентифицировать братьев-сержантов. Однако среди исследователей принято мнение что сержанты носили полный крест на серых плащах (то есть все кто принимал участие в военных действиях носили полные кресты, полубратья и фамилиары - неполные).

Служащие братья или полубратья.

Полубратья (Halbbrüder) - в 13 в. отдельная группа служащих братьев, занимавшаяся хозяйственной и административной деятельностью. Не принимали участия в боевых действиях. С 14 в. можно наблюдать процесс определенного слияния групп полубратьев и граументлеров, который, однако, в различных владениях ордена проходил по-разному. К 15 в. фактически слились с граументлерами. Но это относится к 15 в. В 13 в. сариант-братья/граументлеры и полубратья - это две различные группы с различными задачами (о полубратьях см. напр. Militzer, Von Akkon zur Marienburg, S. 70-73; Tumler, Der Deutsche orden, S. 383-385).
Всем орденам требовались для дома и хозяйства рабочие руки крестьян и ремесленников. Такая рабочая сила, которая в одно и то же время сочетала бы выполнение трудовых обязанностей и орденскую жизнь, была, естественно, более желательна, чем слуги, работающие только за зарплату, внутренне оставаясь чуждыми Дому. Тевтонский орден следовал в этом примеру других орденов. Он принимал людей низких сословий как прислуживающих братьев. Они приносили те же обеты, состояли в полном подчинении ордена и жили вместе с прочими братьями, однако, имели не все права и обязанности других братьев. В ордене они считались не полными братьями, а только полубратьями, и также назывались - полубратья или серые плащи.
Считается, что Тевтонский орден перешел к принятию этих братьев-мирян довольно рано. Когда, нельзя установить. Законы о братьях-мирянах были изданы, как ни странно, гораздо позже, вероятно, при магистре Бурхарде фон Шванден. В этих законах указано что полубрату должны остричь бороду и все волосы до высоты ушей. Верхняя одежда (плащ) должна быть с капюшоном, широкими рукавами и с полукрестом ... Они должны опоясывать свои рубашки. В еде и питье они должны содержаться по разумению ландкомтура. Насколько значительным было число братьев-мирян в начале и во время расцвета ордена, не может быть установлено при сегодняшнем уровне исследований. В 15-ом веке они становятся все более редкими и в течение следующих столетий вообще исчезают.
Что касается реконструкции внешнего вида этой категории ордена, то основным отличием от братьев Ордена было наличие половинчатого креста на «одежде духовных цветов». Документально это указание впервые встречается в законах Бурхарда фон Швандена о полубратьях ордена от 1289 г.:"Daz oberste cleit sol sîn ein schaprûn mit wîten ermelen unde mit eime halben crûce" (Верхнее одеяние должно состоять из короткого плаща с широкими рукавами и половинчатым крестом).

Сестры.

Древние монашеские ордена имели в своем составе также женские ветви. Они состояли под руководством мужского ордена и имели свои дома часто в непосредственном соседстве с конвентами братьев. То, что в древних приютах точно так же были братья и сестры, мы знаем на примерах госпиталей Магистра Герхарда, Немецкого в Иерусалиме и госпиталя в Випитено. Орден Госпитальеров точно так же принимал сестер. Тамплиеры, кажется, тоже в начале имели сестер, но потом запретили их принятие полностью.
Тевтонский орден последовал примеру иоаннитов. Но он предполагал не благородных дам в качестве сестер, а женщин из низших классов. Они должны были трудиться как благочестивые служанки. Это четко выражено в орденском правиле: „Мы предписываем, чтобы женщины не принимались в полные собратья ордена, так как мужской нрав часто вредоносно размягчается близостью женщин. Однако, так как лучше получается исполнять различные службы при больных и животных у женского пола, женщина может приниматься для такой службы, но таким образом, что для ее принятия необходимо согласие ландкомтура и что жилое место таким женщинам готовилось бы вне места проживания братьев." В другом месте говорится:„ Нужно объяснить сводным сестрам, что они должны жить целомудренно, послушно и без собственности и те, кто нарушат эти правила, должны за это поплатиться, и, если они откажутся, исключаются из ордена".
Об одеянии орденских сестер правила ничего не говорят, как ни странно. Цвет одежды, вероятно, был приспособлен к одежде братьев. Мы нередко находим упомянутыми сестер ордена этого рода. Они служили в больницах, обеспечивали бельем и одеждой братьев и так далее. В 14-ом веке, видимо, развился более независимый сестринский институт с собственными домами. Нужно ли к ним приплюсовывать сестринский дом в Бюнне, нельзя твердо сказать. Напротив, достоверно самостоятельными домами были женские монастыри в Берне и Франкфурте.
В 1330 брат ордена и Бернский приходской священник Дибольд Базельвинд основал благочестивый женский союз при приходской церкви, названный „Верхнее собрание". Другой, „Нижнее собрание", возник еще несколько ранее. Благодаря энергичной Анне фон Зеедорф, руководительнице верхнего собрания, произошло объединение обоих союзов. Она со священником Базелвиндом добивалась присоединения к Тевтонскому Ордену и достигла его в 1342 году. Дойчмейстер сделал это под условием строительства нового, подходящего для этого, сестринского дома. После этого сестры назывались впредь белыми дамами из Рювенталь. Они приобрели посредством покупок и дарений поместья в Вальгерингене, Бальдерштале, Гизенштейне и других местностях.
Франкфуртский сестринский дом был основан Вайкером Фрош, схоластиком собора Св. Стефана во Франкфурте. Он построил в 1350 дом для 30 сестер ордена с больницей для женщин и церковью Св. Катарины. При учреждении этих сестринских домов постановили, что они должны были соблюдать правила Тевтонского ордена и состоять под его руководством, об одеждах снова ничего не говорится, как ни странно. Но спросим себя: почему Бернские сестры назывались „белые дамы из Рювенталя"? Оба этих дома закладывали основы более самостоятельного института сестринства, с уклоном в более деятельную сторону у Франкфуртских сестер, более созерцательную у Бернских сестер. Но оба дома не были в состоянии сами утвердиться на длительный срок не говоря уже о том, чтобы основывать новые филиалы. Монастырь в Рювенталь чах, до тех пор пока не прекратил существование в 1480 году. Сестры из Франкфурта испытали ту же судьбу самое позднее в 1524.

Особенности реконструкции костюма сестры ТО:
- в сестры ордена старались не принимать благородных дам кроме вероятно руководительниц домов и конвентов.
- источники говорят нам что одеяния сестер ордена во многом отличались от традиционных женских монашеских одежд, и сами они были не совсем полноценными монашками (31. О том, как должно принимать женщин на службу Ордену Далее заявляем мы, что ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в этом Ордене, ибо часто храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь больным в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, разрешено держать женщин для такого рода вещей. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует размещать отдельно от братьев, ибо целомудрие братьев, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без скандала.)
- как минимум плащ или возможно другая верхняя одежда сестер ТО была белого цвета - «По просьбе Базельвинда женский союз принял самое позднее в июле 1341 одежды и правила Тевтонского ордена. Дойчмейстер принял их 6 мая 1342, но потребовал строительства подобающего монастыря. Он был построен уже в 1347 году. Он, вероятно, идентичен под 4 ноября 1402 упомянутому „монастырем белых дам в Рювентале". О белых одеяниях этих сестер можно догадаться по названию.»

Прочие статусы - наемники, оруженосцы, служащие, студенты, паломники, вассалы

Содержание дома и сельскохозяйственные владения комменд требовали, если не было в них достаточного количества братьев-мирян, большого числа слуг. Так принято с высокого средневековья во всех баллеях. Наряду с этими слугами мы находим еще упомянутыми: из благочестия или за деньги служащих, кнехтов или оруженосцев, учеников или студентов и мирских капелланов. Из благочестия или за деньги служащие, частично рыцари, частично оруженосцы, были соратниками орденских братьев. Рыцари служили безвозмездно, кто-то в течение всей жизни, кто-то определенное время. Для наемников правила разумно устанавливали: „Так как тяжело заключать с каждым отдельный договор, они должны предоставить одного, которому на соответствующее время и в данном месте дают полномочия". При Конраде фон Фейхтванген издавались законы для этих соратников, преимущественно в целях воспитания и наведения порядка.
Они очень строги: оруженосцы и служащие из благочестия могут выходить только с разрешения, но ни в коем случае не посещать таверн. Нарушения правил, кражи, клевету и драки, игру в кости и тому подобное нужно искупать телесными наказаниями. При кончине кнехта или служащего из благочестия все присутствующие братья должны читать 30 Отче наш.
Ученики или студенты упоминаются особо в инспекционных отчетах. Они соответствовали и сегодня принимающим участие в духовных институтах мальчикам-хористам и должны были, как и они, подпевать при богослужении и выполнять службу причетников. Для этого они проходили обучение в Доме. Этот институт должен был обепечивать, пожалуй, также необходимое пополнение новым поколением священников.
Правила устанавливают для студентов: „Школяр должен предшествовать с горящей свечой, если священник приводит больных к причастию". „Мы также хотим, чтобы никакой брат ученик не шел без разрешения в университет. Мы желаем, чтобы никакой брат ученик, который принят в священники, не принимал более высокое посвящение без разрешения ландкомтура", „нужно также дать 2 ученикам полмарки, чтобы они читали псалтырь за душу умершего брата". "должно позаботиться, чтобы в помещении, где лежит большое число больных, священник с учеником читали бы ежедневно Offizium и Marianum".
В коммендах часто упоминаются также мирские капелланы. Это были обычные священники, которые жили с братьями ордена и исполняли им духовные службы. Там где братьев-священников было слишком мало, приходилось побеспокоиться о таких капелланах. Кроме этих двух категорий существовала еще одна многочисленная группа, состоявшая из служащих ордена (Diener), занятых в составе замковых гарнизонов. При защите замков слуги ордена действовали как арбалетчики (Schützen). Слуги ордена применялись также в наступательных действиях как в качестве пехоты, так - и кавалерии.

_________________
Living history community "Die stadt Elbing 1360-1410"
Ska, piwo, halabardy!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB