а вот Бруно подкинул
Цитата:
Одним из наиболее древних материалов станковой живописи является желтковая темпера связующим веществом которой служит желтковая эмульсия. Приготовление такой эмульсии вполне доступно в домашних условиях. Для этого берут свежее куриное яйцо, разбивают его и отделяют белок от желтка. Затем желток прокалывают и выпускают в стакан, куда добавляют воду, по количеству равную объему самого желтка, и 5—б капель 50%-ной уксусной кислоты, Для приготовления такой темперы можно использовать любые хорошо измельченные красящие вещества. Их растирают курантом на каменной плите, предварительно добавив немного теплой воды. Растекающуюся по краям красочную массу собирают деревянным щпателем и вновь перетирают. Процесс рас тирания длится в среднем 4—2 часа.
Чтобы получить темперную краску, необходимо смешать желтковую эмульсию с измельченным красящим веществом. Для этого красящее вещество высыпают в фарфоровую чашечку и, прибавив немного эмульсии, перетирают до получения хорошо растертой массы. Чтобы предотвратить высыхание красок, их заливают водой, которую перед работой сливают.
Темперные краски могут быть приготовлены и на белковой эмульсии. Однако такая эмульсия значительно уступает желтковой, так как она менее стойка к внешним воздействиям и имеет более хрупкую пленку. Для ее улучшения добавляют млечный сои мака и чесночный сок. Можно приготовить темперу и на связующем веществе из белка и желтка (предварительно хорошо их перемешав) с добавлением льняного масла. Для этого берется (в частях по объему):
яйцо (желток и белок) — 1
льняное масло ½
уксус столовый — ½
пигмент — по потребности
для приготовления темперы сначала смешивают желток с белком, затем, помешивая, вводят масло, потом уксус. После этого связующее вещество смешивают с пигментом. Темперой такого состава часто пользуются в монументально-декоративных росписях по штукатурке.
Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно
взять (в частях по весу): -
казеиновый клей (20%-ный раствор) — 100
льняное масло — 100
вода —50
пигмент — по потребности
Казеиново-масляная темпера после высыхания быстро твердеет, прочно пристает к грунту холста, дерева, картона. Красочный слой обладает прочностью и не растрескивается даже при пастозном наложения.
Кроме перечисленных выше видов темперы, которые являются наиболее распространенными, существует также восковая и камедная темпера. Однако в состав связующих этих красок входят более редкие вещества и приготовление их значительно сложнее.
Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:
белые — свинцовые, цинковые, титановые белила;
желтые — желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;
красные — киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;
фиолетовые — марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;
зеленые — изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;
синие — ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;
коричневые — марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван—Дик коричневый;
черные — виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.