"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 25-11, 04:02

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:48 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Изображение
Сапог 14 в. из альбома Древний Новгород.Прикладное исскусство и археология

Изображение
Поршни. Из экспозиции Псковского музея.

Изображение
Изюмова С.А. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого Материалы и исследования по археологии СССР. 65.

Изображение
Гайдуков П. Г. Славенский конец средневекового Новгорода. Нутный раскоп. – М., 1992.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:49 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Изображение
Изображение
Новгород. Детский сапожок XV в.

Изображение
К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого, Изюмова С.А

Изображение
Поршень. Универсальная обувь простых горожан и сельских жителей.

Изображение
Поршень. Из экспозиции Псковского музея.

Изображение
Гайдуков П. Г. Славенский конец средневекового Новгорода. Нутный раскоп. – М., 1992.

Изображение

Изображение
Кожаная обувь и подошвы для детской обуви. Новгород ГИМ

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:51 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Изображение


Изображение
Брест, Беларусь. 12 век вроде бы

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:52 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Снимки рижской обуви XII-XIII вв. из Музея города Риги и мореходства (МГРиМ)
http://ms-reenactor.livejournal.com/41014.html#cutid1

Изображение
1. Полусапог с проколотым узором [не понятно, почему полусапог (puszābaks [пусзаабакс])? Впрочем, в латышском языке, кажется, нет слова ботинки, есть слово туфли - kurpes [курпэс]. Применительно к типу обуви с «вортничком» («берцами») в специальной советской и российской литературе фигурирует термин «ботинки» или «высокие ботинки». Полусапожки выглядят по-другому (в центре внизу, Новгород, XIII век). Мне привычнее использовать знакомый и понятный термин - ботинки].
2. Поршень.
3. Детские полусапожки [снова тот же термин - полусапожок (puszābaciņš [пусзаабацин'ш]). Почему в единственном числе, их же два?].
4. Схема крепления обувных шипов к обуви.
5. Обувные шипы в кожаном футляре.
6, -7. Металлические обувные шипы.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:54 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Археология, история нумизматика, этнография Восточной Европы
Сборник статей памяти проф. И. В. Дубова
Под редакцией проф. А. Я. Кирпичникова, доц. В. Я. Седых
ИЗДАТЕЛЬСТВО С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2004

А. В. Курбатов
Обувная мода в средневековой Руси (по находкам из раскопок в Твери)


В широком плане модой называют «существующее в определенный период общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде.. Историческое развитие одежды человека неразрывно связано с модой, и между ними поэтому обычно ставится знак равенства»[1]. По В.Далю, мода — это временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и нарядах.[2] Ф. М. Пармон писал, что «одним из ведущих оснований возникновении и существования моды является удовлетворение потребностей людей в обновлении Стремление к обновлению, в частности в костюме, вызывается физиологическим потребностями».[3] Основным понятием, отражающим моду в одежде, является костюм — «определенная образно-художественная система частей одежды и манера и ношения, вытекающая из устоявшихся или сложившихся принципов, характеризующих социальную группу людей или индивидуальный образ человека, отражающие определенные технические, научные и культурные достижения на определенном историческом этапе».[4]
Обувь и другие кожаные изделия в историко-культурном аспекте рассматривались в комплексе с историей развития городского костюма в целом: В обзоре костюма на протяжении тысячелетия, с IX по середину XIX в., М. Г. Рабинович реализовал возможности «проследить появление в городах и распространение из них в сельские местности разнообразных новшеств, существенно изменявших традиционную одежду и создававших в манере одеваться новые традиции... Тут были и местные моды, и моды "международные" — взаимные влияния передавались через многие города и страны».[5]
На развитии народной одежды сказались изменения быта народа, его социальной структуры, условий существования каждой этносоциальной группы и многообразные взаимосвязи и взаимовлияния с разными народами. Под этим углом изучав вопрос М.Г.Рабинович.[6] Выделенные причины, вызывающие эволюцию одежды, исследователь показывает на примере средневековой русской народной одежды, изменяющейся достаточно медленно, в рамках выделенных историками периодов развития Руси: древнерусского периода (IX-XIII вв.) и XIII-XVII вв. Для древнерусского времени он отмечает, что «областные особенности одежды, пришедшие на смену древним племенным особенностям, складывались в процессе развития древнерусской народности, в тесном общении с соседними... народами. Весьма важным было также влияние на развитие одежды растущих городов, городской моды». В целом традиционный костюм древнерусского населения представляется ограниченным! повсеместно сходным. Для мужчин — это рубаха, штаны, шапка, сапоги (или иная обувь), в холодное время — еще сермяга, вотола или кожух и теплая шапка. Одинаковый костюм прослеживается и у горожан, и у сельских жителей.[7] Костюма знати и состоятельных людей отличаются в основном более дорогими материалам и богатством отделки.
В XIII-XVII вв. происходят значительные изменения в одежде. Прежде всего расширился ассортимент тканей, среди которых появляется много привозных. Расширяется и изменяется состав деталей одежды. Например, разделяются нижняя и верхняя комнатная одежда. Среди последней М. Г. Рабинович называет у мужчин кафтан и зипун. Большим разнообразием отличается одежда зажиточных горожан и знати, что отмечали для XVI в. иностранцы, например Дж. Флетчер. Но и для этого времени «комплект одежды господствующих классов отличался прежде всего обилием и качеством вещей».[8] На примере других археологических материалов, в частности украшений, вопросами моды в древности занимается Ю. М. Лесман.[9]
Автор данной статьи предлагает рассмотреть отражение моды в изделиях кожевенно-обувного ремесла, происходящих из Твери и других русских средневековых городов. Разработка данной темы выполнена на материалах средневековой Твери. Предварительно необходимо наметить основные принципы отбора археологического материала, на которых может строиться анализ изменчивости древней моды: 1) массовый характер однотипных находок, относящихся к достаточно короткому временному интервалу, составляющему (в идеале) не более 20-25 лет; 2) наличие достаточно широких хронологических границ (не менее 100-120 лет), охватывающих последовательно сменяющиеся комплексы однотипных предметов, связанных с одним памятником или участком древней городской застройки; 3) возможность построения типологической колонки изменения форм однотипных предметов для одного памятника на протяжении нескольких столетий.
Археологические коллекции кожаных изделий из Твери показывают смену стилевых (т.е. относительно длительных) направлений в обувной моде. Коллекция из раскопок на территории кремля в 1993-1997 гг. определенно разделяется в формах обуви на две хронологические группы: наиболее представительная относится к периоду 80-х годов XIII в. — 1327-й год; меньшая группа — ко времени с 1327 г. до середины XV в. Внутри этих групп состав кожаных предметов монолитен и неделим на более короткие хронологические отрезки. Для каждого периода своеобразны состав и техника пошива кожаных изделий.
Для первого периода в обувном производстве характерны преобладание низких форм обуви (туфли —в основном с расшивкой, «домашние туфли», поршни) и присутствие различных по крою моделей низких сапог, или так называемых «полу-I сапог» (рис.1, 1-3, 5-7). Также представлен весь ассортимент кожаных изделий средневековой Твери, включая предметы хозяйственного назначения, одежду, изделия для игр и развлечений. К этому времени относятся и практически все известные кожевенные мастерские.
Для второго периода наблюдается резкое сокращение числа таких форм обуви, как мягкие низкие туфли, поршни, «домашние туфли», а также полусапоги. Преобладающей обувью становятся формы сапог с сандальным и потайным основными швами. Расшивка обуви встречается редко (рис. 1, 4, 8-11). Ассортимент кожевенной продукции, видимо, не уменьшается, но само сокращение численности находок в верхних горизонтах не позволяет более точно ответить на этот вопрос.
Для Твери конца XIII-XIV в. можно проследить влияние региональной моды в характере декорировки мягких кожаных туфель. Из 253 орнаментированных находок на раскопе 11 в Тверском кремле 226 единиц были систематизированы по сюжетам расшивки. На основе одного общего для серии предметов признака выделены три группы сюжетов декора. Первую группу составляют декоры, имеющие «продержку» — дорожку из мелких поперечных частых прорезов, сквозь которые, в шахматном порядке, протянуты по два узких кожаных ремешка. Предметы встречены на уровне 18-21-го пластов и в ямах, относящихся к этим же пластам—т.е. относятся преимущественно к самым ранним строительным горизонтам на участке раскопок.[10] Этот вид декора— «продержка» встречается и как самостоятельный вид декора (48 ед.), и с расшивкой. Первый вариант —это единственный «монотипичный» вид декора, за одним исключением, строго идентичный на всех предметах. Исключение составляет вариация с расходящимися на подъеме краями дорожек «продержки» и двойной тисненой полосой между ними. «Продержка» в сочетании с расшивной дорожкой встречена на 13 предметах. Расшивка имеет вариации, различаемые по числу проколов от нитей в каждом ряду и представленные только одним - двумя, реже пятью предметами.

Изображение
Рис. 1. Виды обуви последней четверти XIII —первой половины XV в. из раскопок Тверского кремля 1993-1997 гг.
Декор с «продержкой» встречен во многих древнерусских городах, но, судя по публикациям, наиболее разнообразен в материалах Смоленска XII-XIV вв.[11]
Во вторую группу декоров, самую многочисленную (117 предметов) и богатую по разнообразию сюжетов, отнесены вариации расшивки, имеющие центральным элементом дорожку по продольной оси носка верха туфли. Единичные предметы встречены с уровня 15-го пласта, а начиная с 18-го пласта, они становятся массовыми. В группе выделяются варианты дорожек по числу проколов в каждом горизонтальном ряду —от 3 x 4 до 8 х 9 проколов. Дополнительная градация учитывает усложнения рисунка дорожки: волютообразные завитки окантовки на подъеме стопы и в носке, боковые дорожки из завитков, сложные растительные мотивы с завитками, расшивные геометрические фигуры. Каждая вариация встречается только на одном или на четырех-шести предметах. Но и в последнем случае каждый образец имеет неповторимые отличия в деталях рисунка. Можно утверждать, что мастера не придерживались точного копирования, а значит, не имели каких-либо «трафаретов». Разнообразные по исполнению варианты расшивок с хорошей сохранностью органики встречены во всех русских городах, где проводились археологические раскопки.
Третья группа декоров включает 48 предметов, не имеющих расшивной дорожки. Но сюжеты сохраняют симметричность относительно продольной оси носка детали. Расшивка зафиксирована с уровня 15-го пласта и ниже, но, в отличие от 2-й группы, число предметов в пластах 15-17 оказывается сравнительно большим (7 из 48 единиц против 7 из 117 единиц). Один предмет происходит из нижнего горизонта (пласты 20-21) и незначительное количество — из материковых ям. Неравномерность распределения в слоях, отличающая декоры 3-й группы, возможно, является следствием неместного пошива и декорировки изделий. Это предположение подходит для вариаций расшивки с кринами, с вертикальными многократно перевитыми дорожками, с многорядной расшивкой по всему отвороту верха туфли и некоторые другие. Туфли с расшивкой, близкой к вариантам 3-й группы тверских декоров, в XIII-XIV вв. были популярны в Новгороде, где встречены на Кировском, Нутном и Неревском раскопах. Они также отмечены в Пскове, Полоцке, Торопце.[12] С другой стороны, некоторые сюжеты не известны в материалах отдельных городов. Например, крины не отмечены в Смоленске и Берестье.[13] Третью группу сюжетов, при наличии статистики декоров по серии городов, можно было бы считать по преимуществу региональными, более присущими Новгородской земле.
Характерный пример кратковременной инновации, т. е. собственно моды в кожевенной продукции, также отмечен на материалах средневековой Твери. В раскопе 1999 г. на Затьмацком посаде, в заполнении подвала наземной постройки встречено 223 предмета из кожи и войлока.[14] В основном это детали и обрезки обуви. Кроме того, определены деталь рукавицы-голицы с характерным вырезом для большого пальца, одна вероятная деталь рукавицы и значительное число обрезков от раскроя. Лучше всего сохранились полные модели обуви, выброшенной при износе и найденной в собранном состоянии и даже с фрагментами войлочных стелек (рис.2, 1.3; рис.3, 4) Положение изношенной обуви и обрезков кожи в заполнении постройки позволяет предполагать, что после разборки жилого дома они были сброшены в его подвал, используемый под яму для бытовых отходов. Выбрасывание всей массы кожаных предметов было, видимо, одноразовым (по времени) действием. Целые формы обуви локализуются в юго-восточном секторе подвала, а обрезки составляют тонкую прослойку в южной половине, которая понижается с запада на восток.
В комплексе представлена только одна форма обуви — сапоги, и только одного покроя и фасона. Асимметричные подошвы имели вытянутый и заостренный носок, основной шов «в подтай», округлую пятку и среднюю степень зауженности в области свода стопы. Под пяткой, внутри, пришивались две-три подкладки. Шов «в подтай» имеет признаки раннего варианта этого способа крепления подошвы и верха: внешняя линия шва близко подходит к обрезу детали, ширина шва (захвата кожи), как правило, 4-5 мм, стежки короткие — 4-5 мм. Подошвы под пяткой подбивались железными гвоздями со шляпкой диаметром 11-13 мм (рис.2, 1). В целом подошвы показывают сложившуюся форму кроя для конструкции с основным соединением «в подтай», исключая признаки самого шва. Также достаточно развитую форму имеют и задники, с унифицированной формой кроем кармана и набора вкладышей (рис.2, 1.4-1-1.4-3).
Головки же и голенища в большей степени соответствуют формам кроя для этой конструкции сапог, употреблявшейся еще в XIV в. Для головок основными показателями здесь могут быть отсутствие крыльев — боковых удлиненных частей раскройки, соединявшихся с задником (рис. 2, 1.2.1, 2.2). Неразвитый поднаряд скроен в виде узких полос, охватывающих боковые части ступни, но не закрывающих носок и подъем (рис. 3, 1.2.2., 3.1-3.2). Передние обрезы головки почти прямые, сходящиеся под углом к носку — слегка вытянутому, заостренному или поперечно срезанному. Для голенищ характерным является ранний признак — отсутствие следов обшивки по верхнему краю (рис. 3, 5.1-5.2). В одном случае отмечено вшивание узкой кожаной прокладки на подъеме между головкой и голенищем, что в целом для русского ремесла нехарактерно (рис.3, 7). Также в одном случае отмечено подшивание и внутри на голенище заплаты на прорезанный участок.
В других городах Восточной Европы обувь с чрезмерно вытянутым, функционально неоправданным носком встречается только в форме короткого, длиной 3-5 см, прямого тонкого носка, свернутого в трубочку. Такая обувь (рис. 4) встречей на в слоях второй половины XV в. при раскопках В. И. Кильдюшевского в 1997 г. на посаде крепости Ям. Здесь прослеживаются следы строительной деятельности, подтверждающие перестройку детинца Яма в конце XV в., одновременно с расширением Ивангородской крепости в 1496 г.[15] Близкая модель сапога для левой ноги (размер стопы 41-43) найдена В.И.Кильдюшевским (1996 г.) в Гдове (рис.5) в заполнении подвала постройки.[16] В Новгороде формы описываемых сапог известны на Дмитриевском раскопе 1976 г. (две головки —НГОМЗ, Дм —76, NN. 155,159) в слоях XIV-XV вв., на Кировском (1972 г.) и Троицком (1974 г.) раскопах. Аналогичные находки есть в Пскове из раскопа XI на ул.Ленина (1987 г.) и в Чернигове на «Валу».[17]

Изображение

Рис. 2. Раскрой деталей сапог из раскопок в Твери 1999 г. Затьмацкий посад, ул. Троицкая, 1а/25.

Изображение
Рис.3. Раскрой деталей сапог из раскопок в Твери 1999 г. Затьмацкий посад, ул. Троицкая, 1а/25
Изображение
Рис. 4- Детали сапога из раскопок В. И. Кильдюшевского на посаде крепости Ям в 1997 г. Шурф 3. Предматериковый слой.

Некоторые черты описанных моделей позволяют видеть в них сходство с моделями и фасонами обуви, популярной в странах Западной Европы в XIV-XV вв. Там обувь с вытянутым заостренным носком входит в моду в XI-XII вв. и отражает эстетические нормы готического костюма. Во второй половине XIV — XV в. появляются poulaines с «копьевидными носами» длиной до 40-50 см, характерные для придворной моды.[18] Более практичные модели с небольшим узким носком, близкие тверским находкам, встречены в городских слоях XV и даже XVI в. в Свендборге (Дания) и Стокгольме.[19] В изобразительном материале они присутствуют во второй половине XV в., например, на миниатюре из манускрипта 1469-1470 гг., хранящегося в Национальной библиотеке в Париже, в сцене Жака Буке, изображающей Людовика XI, учредителя ордена св. Михаила на собрании капитула ордена. В странах Западной Европы такую обувь называли «краковской», и в городах Польши она бытовала до юнца XV — начала XVI в., что отражает, например, одна из миниатюр «Кодекса Бальтазара Бехема».[20]
Моду на сапоги европейского фасона, а именно к ней можно относить вытянутый вперед заостренный носок в тверских находках, в русских городах в первую очередь восприняли, видимо, представители высших слоев общества и военные — как обувь репрезентативную, социально указующую, а значит, престижную. Ранее всего она должна была появиться в Москве, где во второй половине XV в. постоянно проживало много иностранцев. Например, очень активные поездки иностранцев — итальянцев и греков — в Москву начались после 1476 г., когда в Москве Иван III впервые беседовал с послом Венецианской республики Амброджо Контарини, направлявшимся в Персию. В 1468 г. в Москву приехал венецианский посланец Иван (Джан Батиста) Тривизан, а с 1469 г. появились и другие иностранцы — итальянцы и греки — в связи с переговорами о браке Ивана III и Софьи Палеолог. Эти активные контакты с Западной Европой продолжались в последующее десятилетие.[21] Известен ряд итальянских строителей, руководивших в России строительством крепостей в 30-х годах XV в. — 30-х годах XVI в. А. Л. Хорошкевич перечисляет большое число иностранных подданных, дипломатов, советников, а также мастеров разных специальностей (архитекторов, литейщиков, ювелиров), долгое время живших и работавших в России.[22] Безусловно, на Руси в это время находились не только итальянские мастера, но по мнению М. Н. Тихомирова, именно итальянцы преобладали до начала XVI в. «Не будет большим преувеличением сказать, что из всех народов Западной Европы в Москве XV столетия лучше и ближе всего знали именно итальянцев». Начиная с 1505 г., когда послы великого князя вернулись «из Замория и приведоша многих мастеров серебряных и пушечников и стенных», среди приезжих мастеров все больше начинают преобладать «немцы».[23]
Появление таких сапог в других городах можно связывать с приездами представителей именно московской знати и служилых людей. В Твери — это переезд «испомещенцев» —детей боярских, купцов, а в Яме —приезд московских представителей, руководивших строительством крепостных укреплений. В связи со строительством, перестройкой и реконструкцией старых крепостей, проводившейся усиленно в правление Ивана III, а затем и Василия III, присутствие в конце XV в. в Твери иностранных «стенных» мастеров кажется очень вероятным. Можно говорить, что построенные на основе принципа регулярности кремли Коломны, Нижнего Новгорода, Ивангородская крепость и другие оборонительные комплексы явились результатом участия итальянских мастеров в их создании.[24] Возрастающие объемы крепостного строительства, развитие оборонного крепостного зодчества заставляли обратиться к западным мастерам. М.Н.Карамзин отмечал, что при постройке церкви Успения в Тихвине нарядчиком был Дмитрий Сырков, а мастером — Фрязин из Москвы.[25] А преобладание для этого отрезка времени итальянцев позволяет считать именно их вероятными носителями обуви с заостренным и вытянутым вперед носком, принесшими моду на нее в русские города.

Изображение
Рис. 5. Форма раскроя деталей сапога из раскопок В. И. Кильдюшевского в Гдове в 1996 г.

Малочисленность находок сапог с «клювовидным» носком в русских городах позволяет предположить кратковременность их бытования в России — в пределах последней четверти XV в., что подтверждают отмеченные коллекции кожи из разных городов. Западная мода очень быстро сменяется другой — с носками, хотя и заостренными сильно вытянутыми по подошве, но — загнутыми вверх и подшитыми к вырезу головки. Одновременность этих двух разных моделей сапог в отмеченных коллекциях из Твери, Чернигова и Гдова свидетельствует о преемственности и переработке западной моды на русской почве в конце XV —начале XVI в. Можно отметить, что в представительной коллекции обуви из Ивангорода первой половины XVI в. западная модель сапог уже не встречается. Здесь представлен этап развития уже русской вариации этой моды — с загнутым вверх и подшитым к головке острым носком подошвы (рис. 6-7). Данная форма была устойчивой в русских городах и существовала, с некоторой модификацией, до середины XVI в., а в отдельных местах и позднее.[26] Специфичным для них является ряд технических решений, например, подшитый вверх носок подошвы и поперечное линование головки, придающее ей гофрировку, предохраняют обувь от появления глубоких складок на подъеме и стирания нитей на швах. Такие сапоги изображены на фигуре «мастера Авраама» с Корсунских врат новгородского Софийского собора, на литографиях с гравюр к базельскому изданию «Записок» С.Герберштейна и др.[27]
Устойчивое бытование данной конструкции сапог в русских городах позволяет считать ее одним из стилевых направлений в развитии именно русской обувной моды XVI в., хотя отдельные аналогичные вещи известны и в других странах.28 Таким образом, на примере смены обувных конструкций, выделяемых по археологическим материалам, можно проследить особенности модообразования обуви в средневековой России.

Изображение
Рис. 6 Формы раскроя деталей сапог из раскопок В.П. Петренко в крепости Ивангород в 1981 г.

Изображение
Рис.7. Изменение конструкций обуви (конец XV —середина XVII в.) в Ивангороде по раскопкам
1980-х—начала 1990-х годов.

1 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1987. СИ.
2 Даль В. Словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1881. Т.П. Стлб.337.
3 Пармон Ф. М. Композиция костюма. М., 1997. С. 149.
Козлова Т. В. Основная терминология в теории костюма. М., 1979. С. 6.
5 Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988. С. 126.
6 Рабинович М. Г. Введение // Одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 4.
7 Рабинович М. Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв. // Там же. С. 56-57, 62,
8 Рабинович М. Г. Одежда русских XIII-XVII вв. // Там же. С. 70-71, 97-102.
9 Лесман Ю. М. 1) Древнерусские бронзовые браслеты с выпукло-вогнутыми валиками // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. LVI. СПб., 1995; 2) Эволюция ювелирных изделий древнего Новгорода: в поисках объяснения // Теория и методология архаики. СПб., 1998.
10 Лапшин В. А. Строительные горизонты раскопа Тверской кремль-11 // Тверской кремль. Комплексное археологическое источниковедение (по материалам раскопа Тверской кремль-11, 1993-1997 гг.). СПб., 2001.
11 Полонская М. Ю. Кожаная обувь древнего Смоленска // Смоленск и Гнездово. М, 1991. С. 109. Рис.2.
12 Курбатов А. В. Наследие М. К. Каргера: коллекция кожаных предметов из раскопок 1957 г. на Верхнем замке Полоцка // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 106-107. Рис.8, 15; Малевская М.В., Фоняков Д. И. Древний: Торопец. Т. 2. Торопец, 2000. Рис. 133, 135; Оятева Е. И. Обувь и другие кожаные изделия • древнего Пскова // АСГЭ. Вып.4. Л., 1962. Рис.3, 6-9; Штыхов Г. В. Древний Полоцк. \ Минск, 1975. Рис. 36, 1, 6. \
13 Лысенко П. Ф. Берестье. Минск, 1985. Рис.203. Табл.51; Полонская М.Ю. Кожаная! обувь древнего Смоленска // Смоленск и Гнездово. Рис. 2. ('
14 Курбатов А. В. Отчет о раскопках на ул.Троицкой и Чехова (г.Тверь) в 1999г./, Архив ИИМК РАН. Ф. 35. Оп. 1/1999. Д. 26.
15 Килъдюшевский В. И. Отчет о раскопках в г. Кингисеппе Ленинградской области > 1997 г. СПб., 1998 // Архив ИА РАН. Л. 4. Рис. 14; Кирпичников А. Н. Каменные крепости \ Новгородской земли. Л., 1984. С. 201. \
16 Курбатов А. В. Кожевенное производство в городах северо-запада России XV-[ XVII вв. Канд. дис. СПб., 1997. С. 87-89. I
17 Хорошев А. С. Новые материалы по археологии Неревского конца // Новгородский! сборник. 50 лет раскопок Новгорода. М., 1982. С. 263-265; Курбатов А. В. Коллекция и-1 жаных предметов из Чернигова // Археолопя. №2. Киш, 1996. С. 148-151. Рис. 1-2. j
18 Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972. С. 29; Grew F., Neergaard M. Shoes and! pattens // Medieval finds from excavation in London. 2. London, 1988. P. 116. |
19 Dahlback G. Helgeansholmen. 1000 ar i stockholms strom. Stockholm, 1983. Fig.84: ? Groenman- van Waateringe W. Leather from medieval Svendborg // The archaeology of Svend- borg, Denmark. Vol.5. Odense, 1988. Fig. 5.1.9. N2.
20 Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993. Т. 1. С200-201 Рис. 185; Grew F., Neergaard M. Shoes and pattens // Medieval finds from excavation in Lon don. 2. London, 1988. P. 116; Коэакевич Х., Козакевич С. Ренессанс в Польше. Варшава. 1977. Цветная вклейка. С. 9.
21 Скржинская Е. Ч. Русь, Италия и Византия в средневековье. СПб., 2000 (Серж Византийская библиотека). С. 185 и след.
22 Милъчик М. И. История Ивангорода в конце XV-XVI в. и крепостное строите» ство на Руси с участием итальянских мастеров // Крепость Ивангород. Новые открыт. СПб., 1997. С. 15 и след.; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV—начала XVI в. М., 1980. С. 222 и след.
23 Тихомиров М. Н. Итальянцы в России XIV-XV столетий // Российское государство XV-XVII вв. М., 1973. С. 344-345.
24 Булкин Вал. А. Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в.: Автореф. канд. дис. Л., 1975. С. 8-9.
25 Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1989. Т. VII. Прим. 383. С. 56. Курбатов А. В. Кожевенное производство в городах северо-запада России XV-XVII вв. Канд. дис. СПб., 1997. С. 127-128.
27 Очерки истории СССР XI-XV вв. М., 1953. Ч.П. С. 98; Герберштейн С. Царь Иван Грозный, его царствование, деяния в портретах, гравюрах, рисунках и описаниях совре менников. СПб.; М., 1904. С.9, 48, 49.
28 Swann J. History of Footwear in Norvey, Sweden and Finland. Prehistory to 1950. Stock holm, 2001. S. 94-96. Fig.

Файл на скачку статьи:
http://gridni.historicus.info/downloads/obuv01.zip

http://diak.ru/index.php?option=com_con ... &Itemid=27

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:55 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Бубенько Т.С. Кожаная обувь средневекового Витебска XII-XVIII вв. (по материалам исследований Нижнего замка)//Сярэдневяковыя старажытнасці Беларусі. Новыя матэрыялы і даследаванні. Мн., 1993.

http://brburg-prussia.ucoz.ru/load/0-0-0-20-20


Поршни. Интересная позиция
http://vkontakte.ru/photo1073680_145946 ... _117772341

Ольга Кузьмина написала
22 января 2010 в 19:02
Цитата:
Поршни носили поверх основной обуви. Находки в Пскове последних лет это подтверждают. А мои опытные образцы блестяще доказали, что хорошо провощенные поршни без швов великолепно защищают мягкую обувь от промокания. А в холодную погоду еще и прекрасно держат тепло.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Последний раз редактировалось Юрген Клинсманн 07-06, 12:57, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:58 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Детская обувь из Новгорода.

http://lh3.ggpht.com/_MGPULy86B8I/S3pTz ... %D1%8C.jpg

http://lh3.ggpht.com/_MGPULy86B8I/S3pTz ... D1%8C1.jpg

http://lh4.ggpht.com/_MGPULy86B8I/S3pT0 ... D1%8C2.jpg

http://lh5.ggpht.com/_MGPULy86B8I/S3pT0 ... D1%8C3.jpg

Тема на ТФ http://www.tforum.info/forum/index.php? ... ntry306073
Там же ссылки на архивы.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Последний раз редактировалось Юрген Клинсманн 23-03, 19:31, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 16:59 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
http://keep4u.ru/imgs/b/2010/02/18/57/5 ... 441f9d.jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2010/02/18/df/d ... 9532fc.jpg

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 21:38 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
М. Ю. Полонская КОЖАНАЯ ОБУВЬ ДРЕВНЕГО СМОЛЕНСКА
http://brburg-prussia.ucoz.ru/load/0-0-0-11-20

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-03, 19:32 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Д.О.Осипов. Автореферат
Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве
http://www.dissercat.com/content/kozhan ... k-v-moskve

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

| |

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB