"Terra Teutonica 1360-1425"

living history community
Текущее время: 29-03, 15:06

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11-03, 10:45 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Из устава Ордена францисканцев

Цитата:
Затем позволили бы им облачиться в рубище испытуемых, то есть в две рясы без капюшона и веревку и брюки и капарон до пояса, если только министрам в каком-либо случае не покажется богоугодным что-то другое.


Цитата:
И те, кто уже принес обет послушания, пусть носят одну рясу с капюшоном и другую без капюшона, кто захочет. И кто вынуждаем необходимостью, может носить обувь. И все братья пусть одеваются в скромные одежды, латать же их могут из овчины и прочего тряпья по благословению Божию. Каковых я прошу и побуждаю, да не презирают и не осуждают они людей, которых увидят одетыми в тонкие разноцветные одежды или вкушающими изысканные яства и напитки, но пусть каждый тогда еще более осуждает и презирает себя самого.


http://konkista.by.ru/franzisc.htm

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 10:47 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
[c]ФРАНЦИСКАНСКИЙ ХАБИТ
Томас Гальвез[/c]


Первое, что бросается в глаза при встрече с францисканцем, - это его одежда, называемая хабитом. Хабит вызывает одновременно любопытство и недоумение – ведь в разных францисканских общинах его форма и цвет различны. Один из самых частых вопросов, задаваемых туристами и паломниками в Ассизской базилике св. Франциска, где нетрудно заняться сравнительным анализом фасонов и оттенков хабитов, заключается в следующем: почему он черный или серый? Разве францисканский хабит не должен быть коричневым? В настоящей статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, не затрагивая богословско-духовного аспекта францисканской одежды, который заслуживает отдельного изучения.

Сегодня ни один из францисканских орденов, ни одна из конгрегаций не использует хабит, идентичный одеянию св. Франциска. Он носил хабит крестообразной формы пепельного или землистого цвета, получавшегося в результате смешения, в одинаковой пропорции, белых шерстяных нитей с черными или темно-коричневыми. Некоторые считают, что одежда Ассизского подвижника и его собратьев не отличалась от одежды бедных крестьян той эпохи. Однако, как собственные сочинения святого, так и первые его биографии свидетельствуют о другом. Безусловно, одежда Меньших Братьев (длинная туника, капюшон, веревка и штаны) была намного беднее, чем у монахов того времени, что их особо сближало с нищими. Однако нельзя отрицать, что их одеяние было монашеским в полном смысле этого слова и отличалось от одежды мирян. В обоих Уставах1 св. Франциска и в житиях подчеркивается прежде всего скромность одежды Меньших Братьев, почти без упоминания о цвете или фасоне туники и капюшона. Не пренебрегая внешним видом, в ту эпоху монахи все же наибольшее значение придавали непритязательности и простоте одежды. В утвержденном Папой Уставе братьям предписывается не осуждать и не презирать «людей, которых увидят одетыми в тонкие разноцветные одежды»: в конечном счете, это означает, что цвет рясы должен быть натуральным.

Авторы биографий, а также реликвии Святого позволяют убедиться в том, что туника имела форму креста или «тау» 2, призванную напомнить Меньшему Брату, что он должен олицетворять земные страдания. Капюшон, который уже есть на первых изображениях братьев и Святого Франциска, имеет, как правило, остроконечную и удлиненную форму, почти как у нынешних капуцинов. Среди реликвий Базилики сохранился также капюшон в форме рукава, так что многие даже не замечают, что это на самом деле капюшон: его поместили на место отсутствующего левого рукава. Есть и другие виды капюшонов, относящиеся к тому периоду, - они короче и закруглены сверху. Таким образом, нельзя утверждать о существовании единого фасона капюшона во всех общинах.

Еще одной характеристикой капюшона было то, что первоначально он был пришит к вороту, но почти сразу его заменили отдельным капюшоном. Он надевался на голову и свободно спускался на плечи облегающей шею складкой. Эта складка постепенно увеличивалась, пока, наконец, не приобрела форму пелерины с капюшоном, используемой ныне в орденах Братьев Меньших, Братьев Меньших Конвентуальных и Третьем Регулярном Ордене.

Что касается цвета, «Зерцало совершенства»3 повествует, что Франциск среди всех птиц особо любил хохлатого жаворонка, потому что «капюшон у него, как у монаха, и птица эта скромна… Одеяние жаворонка, а именно, его перья, по цвету схожи с землей: он наставляет монахов облачаться не в роскошные и яркие, но в скромные по цене одежды, по цвету схожие с землей, ибо она – самый смиренный элемент».


Однако земля, как известно, обладает бесконечной гаммой оттенков. Фома Челанский4 в «Трактате о чудесах» упоминает о «пепельной ткани», подобной той, что используют в наше время цистерцианцы в Америке. Умирая, Франциск попросил Джакомину Ди Сеттесоли 5 привести ему такой ткани, чтобы быть облаченным в нее после смерти. Более прямое упоминание о цвете рясы Меньших Братьев есть в Хронике Роджера Вендоверского (+1236) и у Матвея Парижского6 , который, в частности, пишет, что «братья, называемые Меньшими… ходят босиком, опоясываются веревкой, носят серую заплатанную тунику длиной до щиколотки и дешевый грубый капюшон».

В одном из документов, датированном 1233 годом, король Англии просит Лондонского виконта прислать ему сукна: половину заказа составляла «blaunchet», белая ткань – для Проповедников (доминиканцев), другая половина – «russet» для Меньших Братьев в Ридинге. «Russet» означало «rusetus pannus», ткань красноватого оттенка, получаемую в результате смешения натуральных белой и темно-каштановой шерсти. В Нарбонской конституции 1260 года предписывалось, чтобы «верхние туники не были ни совершенно черными, ни совершенно белыми», это, однако, предполагало значительную свободу выбора оттенков серого.

На фресках Джотто в Верхней базилике Ассизи нередко в одной и той же сцене встречаются серые и красноватые одежды, но они всегда светлых оттенков. Согласно Конституции Ордена 1354 года, настоятели не должны были позволять ношения тканей «с пестрыми крапинками, а также слишком близких к белому или черному цветам».

Разнообразие цветов одежды первых францисканцев было вызвано главным образом широтой оттенков натуральной черной шерсти, которая иногда отливала коричневым, а также тем, что в те времена ткань для туники еще не производилась специально для монахов. Они сами выбирали цвет и качество; впрочем, полученная в дар ткань должна была непременно пройти проверку у настоятелей, согласно указам Иоанна XXII (1317) и Бенедикта XII (1336).

Большую строгость в выборе цвета стали соблюдать со времен официального разделения Ордена на обсервантов и конвентуалов, произошедшего в 1517 году. Серый цвет, напоминающий пепел покаяния и прах, из которого мы сотворены, был официальным цветом одежды во всех францисканских общинах вплоть до середины XVIII века. В определенный момент, из-за нехватки такой ткани, Конституции обсервантов и капуцинов постановили, что каждая Провинция должна самостоятельно производить для себя сукно, соблюдая при этом максимальное единообразие. Так, на генеральном Капитуле обсервантов 1694 года было принято решение о производстве «ткани, совершенно одинаковой по цвету и качеству, по толщине и переплетению нитей; белая пряжа и черная должны быть смешаны в такой пропорции, чтобы, по суждению опытных, они были одного цвета с пепельной тканью, которую мы видим в хабите и накидках Отца нашего Святого Франциска, св. Бернардина Сиенского и св. Иоанна Капистранского, которые, будучи из разных провинций и мест, носили одинаковый пепельный цвет, более или менее светлый».

У Братьев меньших конвентуальных наблюдается определенная тенденция к черному цвету уже во второй половине XVIII века – хотя еще Конституция Урбана в редакции 1803 года по-прежнему предписывала пепельно-серую рясу. Этого требования уже нет в редакции 1823 года. Поправка была вызвана и реформами Наполеона, запретившего религиозные объединения, члены которых были вынуждены носить черное одеяние епархиального духовенства.

После восстановления Ордена монахи предпочли по-прежнему носить черную одежду. Однако, в наши дни традиционный серый цвет постепенно возвращается – в него облачаются уже почти все Братья меньшие конвентуальные в Азии, Африке, Австралии, Америке и некоторых европейских странах (Великобритания, Россия, Венгрия).

Обсерванты перешли от серого к коричневому около ста лет назад, впервые это произошло во Франции. Затем на Ассизском капитуле 1895 года было решено использовать его во всем Ордене: Папа Лев XIII объединил тогда в единую семью обсервантов, алькантарийцев, реколлектов и реформатов. («...искусственная окраска верхней одежды должна соответствовать цвету натуральной шерсти красновато-черного оттенка, называемого темно-коричневым»).

В рясу, наиболее схожую по форме с одеждой св. Франциска и первых Меньших Братьев, облачаются капуцины: они носят удлиненный капюшон, пришитый к вороту туники. Для хабита францисканцев – Братьев Меньших характерна более правильная форма, а капюшон отделен от рясы и пришит к короткой пелерине, которая ниспадает на плечи спереди, а сзади удлинена, заострена и достигает пояса.

Одежда францисканцев – братьев меньших конвентуальных похожа на одежду обсервантов, но капюшон меньше размером, а пелерина – длиннее (однако всегда выше локтей). Одежда братьев Третьего Регулярного Ордена до недавнего времени была похожа на одежду конвентуалов по фасону и цвету, но в последнее время они вернулись к традиционному серому цвету и длинной пелерине, заостренной спереди и сзади. В наши дни рождаются новые францисканские конгрегации, облачающиеся в различные одежды, которые в той или иной мере похожи на описанные выше: серые или коричневые туники и капюшон. Но встречаются и голубые оттенки, например, у братьев Непорочной Девы, хабиты светло-коричневого, кремового и даже зеленого цветов.

Деталь, отличающая францисканцев и францисканок, независимо от цвета и фасона их облачения, от монахов других Орденов и конгрегаций Церкви - характерная веревка из белой шерсти, выбранная Франциском взамен кожаного пояса, чтобы следовать евангельскому наказу Христа своим Апостолам: «Не берите с собою… поясы свои» (ср. Мф 10:9). Изначально не существовало определенного числа узлов – они имели практическую функцию и укорачивали веревку, чтобы она не касалась земли. Затем развилась традиция трех узлов, символизирующих три монашеских обета: послушание, целомудрие и нестяжание.

Что касается обуви, Ассизский Бедняк ходил всегда босиком, опять же следуя Иисусову наставлению: «не берите… обуви». Только за два года до своей смерти, чтобы скрыть окровавленные бинты на стигматах, он начал пользоваться кожаной или суконной обувью, в чем можно убедиться и сегодня благодаря реликвиям Ассизской базилики.

Устав не предписывает и не запрещает ношения сандалий. Он лишь указывает на возможность использования обуви в случае необходимости. В любом случае, сандалии появились в Ордене почти сразу, что подтверждают фрески Джотто – на них обуты все братья, за исключением Святого Франциска. Позднее, в XV веке, братья-реформаты, обитавшие в отшельнических скитах, начали носить особый тип сандалий с высокими деревянными подошвами, называя их «деревянными башмаками». Поэтому обсервантов в Италии в народе называли «башмачниками» («цокколанти»). Позже различные Конституции предписали братьям меньшим и капуцинам ношение сандалий, а конвентуалам – ботинок. Эти указания исчезли лишь после II Ватиканского Собора. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас можно встретить бородатого конвентуала в сандалиях, обсерванта в ботинках или гладко выбритого капуцина.

Надо надеяться, что в результате этого смягчения правил не будет утрачен дух тех времен, когда, независимо от цвета и фасона, уделялось большое внимание скромному виду и качеству сукна, а в натуральных пепельных и землистых окрасках усматривали знак смирения и покаяния. Неслучайно Святой Франциск в Уставе писал о том, что братья могли поступать «по-иному, по Богу» (2Reg2)

1Первый Устав Св. Франциска был одобрен Папой Иннокентием III в 1209 году. «Второй Устав» - это его окончательная редакция, одобренная Папой Гонорием III в 1223 году буллой Solet annuere.

2"Тау" - буква в древнееврейском и греческом алфавитах. В книге пророка Иезекииля Господь говорит Своему ангелу: "Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (Тау)" (Иез 9, 4). По преданию, на IV Латеранском соборе Папа Иннокентий III сказал: "Тау - это последняя буква еврейского алфавита, а его форма в точности соответствует кресту на Голгофе, к которому еще не была прибита табличка Пилата. Те, кто будут носить "Тау" - знак покаяния и обновления во Христе - удостоятся милосердия" (http://www.francis.ru/order/symbols.html)

3Сборник рассказов о жизни и добродетелях Св. Франциска, составленных в 13 веке. Опубликован впервые Полем Сабатье в 1898 г. Долгое время автором легенды считался брат Лев.

4 Итальянский писатель 13 века, по-видимому, один из первых последователей Св. Франциска. Автор жизнеописаний Святого. Фоме Челанскому приписывается nfròt авторство гимна Dies irae

5 О бл. Джакомине см. статью предыдущем номере журнала http://www.bs.francis.ru/index.php?issu ... 1115339609

6Английские хронисты начала 13 века, монахи монастыря Сент-Олбенс

(Прим. переводчика)


Перевод с итальянского Ольги Сакун

http://www.francis.ru/review/index.php? ... 1126570684

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 10:54 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Изображение
The tunic of Saint Francis of Assisi is seen during a exhibition in Gubbio in this September 30, 2006 file photo. Carbon dating has cast doubt on the authenticity of one of four robes kept by Italian churches as relics of the medieval Saint Francis of Assisi, though another tunic, a belt and a cushion were found to be the right vintage.
Friars from two churches of the Franciscan order founded by the saint asked a laboratory specialising in dating artwork to examine two simple brown tunics said to have been worn by the champion of the poor, as well as a mortuary cushion. REUTERS/Daniele La Monaca (ITALY)

Изображение

Изображение

Ряса святого Франциска Ассизского, хранившаяся во флорентийской базилике, на самом деле сшита после его смерти
Монашеская ряса, которая, как предполагалось, принадлежала святому Франциску Ассизскому и хранившаяся во флорентийской базилике Санта-Кроче (Santa Croce), на самом деле была сшита уже после его смерти - к такому выводу пришли ученые-физики из Флоренции, которые провели анализ ткани реликвии. "Овца, шерсть которой была использована в изготовлении рясы, жила примерно 80 лет спустя после смерти Святого. Впрочем, любопытно, что монашеский пояс, прикрепленный к рясе, относится ко времени жизни Францизска Асизского", - говорится в отчете исследователей, представленном в среду. Анализ ткани позволил определить, что на самом деле реликвия была изготовлена в конце 1200-1300 годов. Франциск Ассизский (1181-1226) - основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). В настоящее время орден является одной из самых многочисленных в мире католических монашеских общин.
http://www.radioniva.ru/arh/detail.php?ID=6589&PAGE=1

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 10:55 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
МОНАШЕСКАЯ МОДА

Достоверно не известно, была ли действительно у Аристотеля глава о шляпах, зато нет сомнений, что рано или поздно глава о монашеском облачении должна появиться в труде любого историка. Это одна из самых ярких и сложных страниц истории моды, хотя сами монахи всегда подчеркивали свою волю к неизменности, независимости от настроений времени, свою скрупулезную верность той одежде, какую завещал носить основатель ордена, приверженность к этой однообразной одежде-униформе, а также желание соответствовать требованиям жизни с идеалами бедности, простоты и строгости, подчинения тела духу. Но как жить в миру и без экстравагантности показывать свое стремление к иной жизни, которая, если не отделена от мира, то, по крайней мере, стоит в стороне от него? Как жить, не подчиняясь велению своего времени, но вместе с тем не выглядеть человеком из другой эпохи?

Проблемы одежды, белья, обуви, перчаток на протяжении столетий занимали умы монахов, как, впрочем, и военных, ибо костюм как таковой всегда имеет богатый символический смысл. Одежда - знак принадлежности к определенной группе, свидетельство единства во времени и пространстве. Она подтверждает это единство, и потому - силу той или иной группы в целом. Для примера возьмем сборник обычаев Эйнсхема. Сначала описывается, какой должна быть жизнь монаха - "всегда воспламененной любовью к Богу", преображенной, по словам Иисуса Христа, в "обитель Царствия Небесного"; затем подчеркивается, что одеяние и тонзура должны постоянно напоминать монаху о его целях в жизни. "Вот почему монах носит дешевые, темные одежды, дабы показать, что он сам смотрит на себя как на последнего грешника. Он одет с головы до ног и тем самым учит себя соблюдать заповеди с самого начала и до самого конца своей жизни". И далее в том же духе.

Текст Жильбера Криспена, аббата Вестминстера (скончался в 1119 году), весьма убедительно выражает главное назначение монашеской одежды как свидетельства того, чем является человек внутри себя. Ношение монашеской одежды представляет собой торжественный акт, ибо он подтверждает желание монаха изменить свою жизнь и отныне исповедовать целомудрие и смирение.

У каноников Марбаха старший в монастыре произносит молитву об освящении одеяния и призывает Духа Святого совершить над человеком внутреннее преображение, символ которого заключается в монашеском одеянии. И наоборот, в ордене Артиж, если монах нес наказание, ему подрезали капюшон "спереди и сзади... дабы показать его бесчестие". Цистерцианцы заставляли провинившегося конверза работать в мирской одежде.

В облачении монаха заключена невероятная священная сила. Считалось, что человек, поцеловавший полу рясы странствующего монаха, обретал отпущение грехов на пять лет, чего можно было бы добиться, только неукоснительно соблюдая сорокадневные посты в течение этого срока. Недаром некоторые миряне желали быть погребенными в монашеской рясе. Так, герцог Бургундии Филипп Смелый похоронен в белом облачении картезианца (1404), послужившем ему саваном. Какова бы ни была вся предшествующая жизнь умирающего (а Средние века изобиловали невероятными приключениями), все равно, в монашеском облачении, смирившийся и раскаявшийся, он мог, по крайней мере, надеяться на помилование Богом. Облачение называлось в таком случае "спасительным". Этот обычай, зародившийся IX веке, широко распространился со временем. Желающим поступить подобным образом монахи более или менее охотно соглашались предоставить эту "услугу". Они дорожили своей латынью, но монашеское облачение обесценивалось.

В Средние века, столь богатые символикой, общество имело четкую структуру: социальные классы, братства, ремесленные цехи и корпорации, четко разграниченные между собой, поэтому понятно, что монахи тоже стремились подчеркнуть свою принадлежность к определенному ордену. Главную роль здесь играла одежда - исключительная "собственность" каждого монашеского ордена. Отсюда и бесконечные споры, возобновлявшиеся от века к веку, уточнявшие замысел и воплощение. Все становилось предметом дискуссии: цвет одежды, ее покрой, длина туники, размеры капюшона, пояс, обувь. Каждая реформа одежды влекла за собой какое-нибудь новшество, когда, разумеется, все требовали возврата к первоистокам. Однако по одному вопросу разногласий не возникало (по крайней мере, вначале): имеется в виду требование бедности и простоты. Какой бы ни была ткань: пенька, овечья шерсть, козья или верблюжья, лен (лен, скорее, предназначался для белого духовенства в воспоминание о плате св. Вероники), все равно эта одежда описывалась как грубая, жесткая, колючая. Монашеское облачение походило на платье крестьян и пастухов, так одевались картезианцы, францисканцы, авелланиты.

То же самое требование бедности приводило к тому, что монахи без всякого стеснения, а скорее даже с гордостью, носили изношенную, латаную одежду (за исключением тамплиеров - монахов-воинов). Св. Бенедикт Аньянский смирения ради латал свой куколь заплатами из ткани другого цвета, дабы, по словам Элио, "навлечь на себя насмешки других монахов, которые оскорбляли его и считали безумным".

Из этого можно сделать несколько выводов. Во-первых, любая группа, даже если в ней одни святые (что маловероятно), всегда прореагирует на отклонение от нормы. Во-вторых, уважение к иерархии было не столь развито в ту эпоху: оскорбить Бенедикта Аньянского не стоило ничего. В-третьих, даже святые отцы могли доходить до крайностей. Нет ничего страшного в том, что Бенедикт Аньянский за неимением лучшего носил пестрый от заплат куколь. Но то, что он добровольно, ради умерщвления плоти выступил предшественником наших хиппующих юнцов, доказывает, что можно быть великим человеком и в то же время не ведать, как далеко зайдешь. Во всяком случае, Церковь, проявляя терпимость, никогда не поощряла разного рода экстравагантность, придерживаясь мнения, что сам Христос одевался хорошо, если стража у креста бросала жребий, деля его ризы; и что не следует выставлять себя большим католиком, чем папа римский.

Другое следствие монашеского обета бедности: шерсть никогда не красили, ибо красить ткань означало вводить в заблуждение.

Генеральный капитул цистерцианцев в 1181 году принял решение исключить окрашенные и привлекающие к себе внимание (tincti et curiosi) ткани. Такого же правила придерживались гумилиаты и все приверженцы идеала бедности.

Однако, вопреки воле законоучителей, в одном и том же ордене появляются значительные различия цветов одежды. Отныне возникает проблема: следует ли афишировать бедность и пренебрежение одеждой, допуская тем самым известную долю анархии, или же предпочтительнее, пожертвовав малым, сохранять главное - однородность своей группы? В конце концов, все ордена приняли второе решение.

Новые вопросы возникали в связи со сменой времен года. Нужно ли доводить умерщвление плоти до такой степени, чтобы и зимой, и летом ходить в одном и том же, отказаться от обуви, от нижнего белья, или же, следуя принципу дискретности, поступать более мудро, принимая во внимание климат и обычаи страны? И если принять более разумное решение (не все монахи сделали это, некоторые из них добровольно выносили невероятные испытания зимой на севере), то как следует поступать в конкретной ситуации? Можно ли носить пелиссоны? Перчатки? Обувь на меху? (В данном случае в оригинале речь идет о башмаках на деревянной подошве, подбитых мехом). Петр Достопочтенный запрещал своим монахам надевать шкуры ягненка, но это не распространялось на немцев и на монахов из "соседних" регионов. Но до каких же пределов простирается "соседство"? Следует ли монаху носить одну и ту же одежду для работы, богослужения, сна, трапезы, путешествия? Различные требования заставляли быстро принимать решения в зависимости от обстоятельств, и здесь проявлялась неистощимая изобретательность монахов.

В одежде соблюдалась тщательная регламентация. Небрежный или отчасти "цыганский" вид свидетельствовал о ненормальности. В качестве примера приведем отрывок из Элио с описанием одежды бригиттинов:

"Монахам выдаются... две нижние рубашки (шемиз) из белой ткани, туника из серого буре* (грубая шерстяная ткань), такого же цвета прикрепляющийся к ней шаперон (капуччо по-итальянски) и мантия (накидка, плащ без рукавов), на которой священники с левой стороны носят Красный Крест в память о Страстях Господних, а в середине Креста - кусочек белого сукна в форме облатки в память о Святом Причастии, ради которого совершаются ежедневные литургии".

Также описывались детали облачения для диаконов, конверзов и сестер (у них мантия застегивалась "деревянным узлом", головной убор крепился на голове "иголкой", а поверх него - покрывало из черного полотна, которое "прикалывалось тремя иголками").

Как и в армии, малейшие детали одежды монахов были важны и имели свой собственный смысл. Цвет одежды был близок к естественному цвету ткани. Опытный глаз мог сразу же различить тот или иной важный знак: кожаный пояс у доминиканцев, веревку вместо пояса у бриктинцев и францисканцев, пояс изо льна или оленьей кожи у бенедиктинцев Бурсфельда и т. д.

Апостолики носили рясу и скапулир ("наплечник", головной убор, закрывающий плечи, сшитый из двух прямоугольных кусков ткани с оставленным в одном шве отверстием для лица? pазновидность куколя), а сверху - большой камай (первоначально кольчужный подшлемник, закрывавший шею и плечи, позже короткая пелерина, соединенная с капюшоном) из серого сукна, к которому прикреплялся маленький капуччо. У иезуатов была белая ряса, кожаный пояс, мантия коричневого цвета, большой белый квадратный капюшон, спадающий складками на плечи. Келлиты или алексиане выделялись своими роб (в отношении католических монахов его смело можно назвать рясой) из черной саржи и скапулирами из того же материала, к которому прикреплялся капюшон. Бониты носили тунику, кап (длинный широкий плащ из любой ткани в форме полукруга с небольшим отложным воротником, если его делали с капюшоном, то называли "кап по-испански") и куколь с "хвостом" из прочных тканей, шерсти или пеньки, и подпоясывались поясом. Одежда доминиканцев, первоначально уставных каноников, была из белой шерсти, а пояс - кожаный. Поверх туники и под куколем также белый шерстяной скапулир, но короче туники. Кап черный, без рукавов, с черным же куколем. Облачение францисканцев-кордельеров (буквально "веревочников") - маленький куколь, шаперон, мантия из сурового сукна коричневого, серого или черного цвета (в разные эпохи), пояс из веревки с тремя узлами. Изначально францисканская одежда кроилась в форме креста: в разложенном виде рукава и капюшон верхнего облачения монаха образовывали крест.

Были и иные признаки, позволявшие определить, к какому именно ордену относится тот или иной монах. Красный Крест из шерсти на левой стороне мантии? Это тамплиер. Красная пятиконечная звезда с маленьким голубым кругом посередине? Это вифлеемиты. Крест и две лилии? Целестинцы Франции. Мальтийский крест из красного шелка с шестиконечной звездой? Крестоносцы Красной Звезды. Камальдолийцы Мурано носили "белый головной убор на подкладке из черного шелка и такой же оторочкой", гумилиаты - берет (мягкий мужской головной убор, состоящий из широкого круга ткани, сосборенного по объему головы на узкий околыш с небольшими отогнутыми полями, слегка расширенными в верхней части) из грубой шерсти серого цвета, иезуаты - "согреватель или белый шаперон", который они обычно сдвигали на плечо, когда хотели обнажить голову. Кармелиты конгрегации Мантовы отличались от прочих кармелитов белой шапочкой, под которую надевался куаф (чепец из полотна, поверх которого надевали головные уборы) из черного холста, из такого же холста были сделаны окантовка по краю и подкладка.

Итак, скажете вы, теперь все ясно. Монах одет соответственно тому, в каком ордене или конгрегации он состоит, поэтому определить его принадлежность можно без труда.

Однако считать так - значит плохо понимать человеческую природу. Монах носит шаперон, но какой длины? Основатель ордена и его последователи никогда и не думали уточнять такие детали. Отсюда и бесконечные споры о том, каким должен быть настоящий шаперон.

Надлежало определить не только длину, но и форму. Например, в конце XV века босоногие минориты носили квадратный капюшон, но придавали ему остроконечный вид наподобие капуччо св. Франциска. Затем, неведомо как (очевидно, везде по-своему толковали устав и традиции), различия появляются даже внутри одного и того же ордена в зависимости от его местонахождения. Французские камальдолийцы носили остроконечный капуччо и скапулир, доходивший до колен, тогда как камальдолийцы Сен-Мишеля и Мурано - круглый капуччо и скапулир такой же длины, как ряса. Когда говорят о больших и малых августинцах или больших и малых кармелитах, чаще всего имеется в виду размер их одежды - широкой или узкой.

Разумеется, между братьями не утихали споры, и каждый стремился доказать свою правоту. В частности, капуцины, наиболее пылкие из всех монахов, доходили до того, что начинали судиться с другими францисканскими конгрегациями по поводу цвета их одежды, фасона кожаных сандалий, капюшона, бороды, белой веревки, служившей им поясом.

Приверженность монахов определенному виду одежды поразительна. Бедный папа Геласий II, монах из Монте-Кассино, занимавший престол св. Петра чуть больше года (с 24 января 1118 года по 28 января 1119-го) и ставший объектом бесчисленных нападок и угроз со стороны могущественного семейства Франжипани и императора Генриха V, предчувствуя приближение смерти, вернулся во Францию и скончался в Клюни в своей монашеской рясе, расстелив ее на земле.

Одежда столь точно характеризовала монаха, что зачастую он получал от нее свое название. Францисканцы носили пояс из веревки, их стали называть "кордельерами" - "веревочниками" от французского слова "corde" - "веревка"; валломброзанцам их серая "униформа" дала название "серых монахов"; "бежевые братья" - братья милосердия в своих бежевых одеждах, а форма их скапулиров повлекла за собой прозвище "брусочки", намекая на соответствующий геральдический элемент; кармелитов за их смешные примитивные мантии прозвали братьями-сороками; скапулир из мешковины кающихся братьев объяснял, почему их величают "мешками"; сервитов Пресвятой Девы за их одеяния прозвали "белоризцами".

Были и другие отличительные признаки: одни монахи путешествовали только пешком, другим разрешалось ездить верхом, однако, как у госпитальеров Сент-Антуана из Вьеннуа, при условии, что на шее лошади будет привязан колокольчик. Другим (в частности, тринитариям) позволялось, в знак смирения, садиться только на осла, из-за чего их и прозвали матюренами ("матросиками"). В 1252 году папа Иннокентий IV разрешил бонитам отменить ношение посоха, "высотой в пять ладоней в форме костыля", который отличал их от миноритов. В 1255 году папа Александр IV повелел носить точно такой же посох августинцам, но уже на следующий год это решение было отменено.

С одеждой монахов происходило то же самое, что и со всеми людскими одеяниями: некоторые монахи впадали в крайности (францисканцы Кануччиола были осуждены за это в 1434 году, причем среди прочих). Бог ведает, по какой причине, но клюнийцы прятали свой узкий скапулир, хотя едва ли из опасения быть узнанными. Наиболее неразумные из монахов надевали узкие туфли и широкие одеяния под названием huque по мирской моде, наряжались в яркие цвета на манер фламандских девушек и носили рогатые шапероны coqueluch, напоминавшие петушиный гребень, а также осмеливались разъезжать верхом с клинком на боку.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 10:56 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Носильные вещи

Вот перечень носильных вещей монаха X века в описании Элио: две саржевые рубашки, две туники, два шапа (плащ с рукавами и капюшоном), два куколя (называемых также скапулирами), две пары кальцони (широкие раздельные шоссы до колен и длиннее), четыре пары обуви для дня, тапочки для ночи, две пары мягких туфель без каблука, один рок (по-немецки буквально "юбка", любая длинная широкая одежда с отрезной юбкой) из шерсти, два пелиссона до пят, перчатки для лета, рукавицы для зимы, деревянные сандалии, подвязки или пояса, чтобы подпоясываться во время путешествия или, находясь в монастыре, прикреплять кальцони и шоссы.

Монже, историк картезианского ордена в Дижоне, описывает происходившую в 1389 году покупку белой каэнской, английской и аррасской саржи, из которой шили кале (или куле, как назывался куколь у картезианцев), а также поставку белого сукна из Невера, предназначенного для носильных вещей картезианцев: двух котт дневных, двух котт ночных, двух больших куле, двух aulmuces (скапулир с капюшоном), трех пар шосс и четырех пар мягких туфель (которые у картезианцев были из белой ткани) без каблука. Кроме того, Монже описывает закупку брунете (тонкого сукна из мериносовой шерсти почти черного цвета) для шитья шапов, камлена из Бомона, то есть двусторонней шерстяной ткани (этот материал редко красили, он был либо серого, либо темно-коричневого цвета), и мантий из овчины для прогулок, поскольку картезианцы, как мы увидим, регулярно совершали прогулки.

Текст 1389 года сообщает о том, что аббат-бенедиктинец из Сен-Пьер-де-Без выдал своим монахам пять локтей (локоть - около 120 см) хорошего камлена; пять четвертей белой ткани бланкот; пять с половиной локтей полотна; рясу, куль и шаперон, пару зимних сапог и пару летних.


Упомянем также носовой платок ("sudarium" или "mappula" по-латыни), деревянный гребень, нож (в Фонтевро уточнялось, что цена ножа - 2 денье, цена ножен - 1 денье), иголку с ниткой, стило и дощечку для письма, дополняющие имущество отшельников.

Из-за финансовых затруднений мало-помалу распространился обычай выдавать каждому монаху определенную сумму денег "для поддержания своего облачения", как тогда говорили. Эти меры были приняты после решения генерального капитула цистерцианцев в 1396 году. Но клюнийцы начали действовать подобным образом на целое столетие раньше. Нельзя сказать, что эта практика слишком хороша, поскольку она приводила либо к пренебрежению внешним видом, либо к чрезмерной заботе о нем. Кроме того, у старших монахов возникало искушение не исполнять своих обязанностей перед остальными братьями. Отчеты клюнийских визитаторов часто сообщают о подобных фактах: "Бывает, что приоры не дают монахам деньги на их облачение". Другой текст (1290 года) упоминает об одном монахе, который требует отдать ему "деньги на облачение", просроченные за двенадцать лет. Решили выплатить ему сумму, необходимую, чтобы одеться сносно, а в счет остального - выдать хороший молитвенник. Еще один отчет визитаторов Клюни отметил, что монахи некоего аббатства получают всего лишь одну рясу один раз в год, хотя им часто приходится заниматься таким трудом, при котором "ношение рясы неуместно".

[c]Цвет[/c]

Вполне понятно, что люди, придающие такое значение символике одежды, будут уделять большое внимание ее цвету. И цвет, можно сказать, варьируется до бесконечности. В разные века разными орденами выбирались и разные цвета, что в основном зависело от основателя ордена. Вначале некоторые довольствовались просто натуральным цветом шерсти - серым, коричневым или черным; другие отбеливали шерсть, а третьи уже начали ее красить.

Первые монахи-бенедиктинцы были одеты в коричневое, вернее сказать, в рыжее; затем цвет их облачений стал черным - цветом покаяния, траура и смирения. Но это также и цвет чистоты, ибо на нем сразу заметны пятна! Лишь только в германских и англосаксонские землях, где, вероятно, испытывали трудности с тканями черного цвета, продолжали носить каштановые оттенки. Но все же черные одежды предпочитали многие: гранмонтанцы, сервиты, монахи Фонтевро, конгрегации Тирона (первоначально имевшие одеяния пепельно-серого цвета), августинцы, кармелиты.

Цистерцианцы же, напротив, назывались "белыми монахами", поскольку их одежда шилась из неокрашенной шерсти (скорее все-таки серой, поскольку именно такой цвет чаще всего изображен на миниатюрах). Один автор описывает этих монахов как "стаю чаек, сияющих снежной белизной". Говорили, что, узнав о видении, явившемся святому основателю их ордена, камальдолийцы, носившие до тех пор черную одежду бенедиктинцев, переменили ее на белые ризы, символ чистоты, причем они были первыми, кто сделал это.

Одеяние мерседариев и тринитариев белое, но с непременным черным кожаным поясом. А мерседарии к тому же имели на груди королевский герб и крест собора Барселоны как знак привилегии, дарованной королем Иаковом I Арагонским (1213-1276); у тринитариев же на левой стороне капа крест из ткани - красная и черная перекладины.


Одежда премонстрантов также белого цвета - цвета причастия, Агнца Воскресения и Девы Марии, но сшита из грубой шерсти, "как и подобает кающимся грешникам". Белый цвет избрали картезианцы, авелланиты, паулисты, гильомиты, оливетанцы ("из почтения к нашей Владычице, Царице Небесной"), доминиканцы, монахи Монте-Вирджино, а также уставные каноники базилики в Латеране (у них, как считалось, этот цвет заимствовали папы); каноники приняли белый цвет одежды, "дабы не смешиваться с мирянами".

Облачения бежевого, серого или пепельного цвета носили паулисты (по крайней мере, до того времени, пока они не приняли белый цвет, что произошло примерно в 1342 году), добровольные бедняки, богарды, монахи конгрегации Савиньи, бегины, по этой причине получившие название "маленькие серые братья" или "голуби"; и, конечно же, францисканцы, которые по-английски так и называются "серые монахи" - "grey friars". Вполне вероятно, что здесь речь шла о неокрашенной шерсти, имевшей коричневатый, сероватый или белый оттенок.

Во избежание споров о цвете св. Джованни Гвальберто, основатель ордена валломброзанцев, приказал изготовлять ткань из белой и черной шерсти. Получался серый цвет, поэтому монахи ордена назывались еще "серыми монахами". Так была решена проблема единообразия.

Кордельеры, члены конгрегации Вальядолида, добровольные бедняки (в другую эпоху), еремиты Мон-Серра носили одежды коричневого, каштанового или цвета дубленой кожи.

Среди наиболее редких упомянем голубой цвет, использовавшийся, несмотря на повторяющиеся запреты со стороны генеральных капитулов, "добряками", братьями-"мешками" францисканцами Латинской Америки, ибо, как утверждали эти монахи, индейцы (и, вероятно, они сами) любили этот цвет. Был также красный цвет или красноватый оттенок, закрепленный уставом Гендерика, аббата Реома (1240), и зеленый цвет апостолликов (XV век).

Монахам было совсем не обязательно носить одноцветную одежду. Часто случалось, что какая-то деталь костюма одного цвета, а другая - иного. Но в целом следует отметить, "ансамбль" подбирался со вкусом, и вкус этот, равно как и чувство гармонии оттенков, были почти всегда безупречны. Например, у целестинцев туника белая, а скапулир, капуччо, куль* (первоначально плотно облегающая голову шапочка, при выходе на улицу поверх нее надевали головной убор) - черные. В Фонте-Авеллана монашеские одеяния были белыми, но мантия - бирюзового цвета, и таким же было облачение сильвестринцев, украшавших манжеты и воротнички белым фаем (шелковая ткань). Кап кармелитов начиная с 1287 года - белый, а куколь - коричневый. В Люксёй носили белые облачения со скапулиром или камаем голубого или фиолетового цвета. Келлиты, или алексиане, носили, как и все добровольные бедняки, одежду из неокрашенной шерсти, черный скапулир и серую мантию в широкую складку.

Цвета также могли и меняться: в начале XII века куколь цистерцианцев из серого становится черным, а туника вместо каштановой делается серой. Еще более сложные изменения произошли у кармелитов. Из Палестины они привезли себе ткань в полоску под названием "джеллаба": три полосы коричневого цвета напоминали о теологических добродетелях, и четыре белых - о главных добродетелях. Но такая расцветочка вызвала насмешки, и папа Гонорий III (1216-1227) приказал заменить это на серую "gonne" (речь идет о gonnelle - форменной одежде, украшенной гербом) и белый шап; однако кармелиты отказались. И только в 1284 году они смирились с тем, что им пришлось принять черную рясу с капуччо и куколем того же цвета, сверху широкий шап и камай черного или темно-коричневого цвета. Отправляясь петь на хоры, кармелиты надевали и до сих пор надевают белые мантии и капуччо, поэтому их прозвали "белыми братьями".

В некоторых монастырях, например в Сен-Васт в Аррасе, одежды разных цветов означали аббата, диаконя, священника, монаха или новиция. У сильвестрианцев генерал монашеского ордена имел право носить одежду фиолетового цвета.

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 10:57 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Выделявшиеся своими одеяниями, монахи были удобной мишенью для насмешек мирян. Известна пословица: "Одежда не делает монаха". Меньше известны стихи Рутбефа, касающиеся молодых монахинь - "синиц":

Монашки голубые, и черные, и серые -

Разумные паломницы, святые и примерные.

Что Бог их с ними заодно,

Наверняка сказать мне не дано.
[c]
Перчатки
[/c]
Мы находим упоминания о "рукавицах" - "mitaines" ("mitteanae laneae" от старо-французского слова "mite", одного из названий кошки, намекающих на ее мех), летних перчатках и варежках для зимнего времени. В тексте 1385 года говорится о 110 дюжинах пар перчаток (рукавиц на двойной подкладке) для каменщиков, работавших в картезианском монастыре Дижона. И все эти рукавицы были использованы за 15 месяцев! На славу потрудились в этом монастыре! Орден тамплиеров разрешал капелланам носить перчатки (исключительный случай!) "из уважения к их положению предстоятелей Божьих".
[c]
Обутые и босые
[/c]

Босикомходили еремиты, первые францисканцы, кармелиты и доминиканцы, иезуаты, авелланиты, камальдолийцы, монахи конгрегации Флор и другие.

Монахи аббатства Бек снимали обувь в монастыре с начала октября до Пасхи. Кармелиты, называемые босоногими, ходили в холщовых туфлях на веревочной подошве. "Мешки", или иезуаты (походившие достаточное время босиком), апостольские бедняки, оливетанцы носили деревянные сандалии, а трапписты - сабо. Бернардинцы ходили "на босу ногу", то есть без чулок, но в цокколли - башмаках на деревянной подошве, позаимствованных у местных крестьян. Отсюда их прозвище: zoccolanti.

Картезианцы в зимнее время носили кожаную обувь или же обувь на деревянной подошве. Они получали по две пары в год, а также жир в придачу (в Камальдоли им выдавали свиной жир для смазывания обуви; этим занимались или в теплой комнате, или на кухне, как в Клюни). Текст Монже повествует о работе сапожника, шившего сапоги на войлочной подкладке для монахов-картезианцев "гарнизона Шартрё". Нужно сказать, что монахи этого ордена всегда селились в особенно суровых местах, часто в горах.

Известно, что существовала разная обувь для дня и для ночи (несомненно, более мягкие тапочки). Зимой часто носили обувь на деревянной подошве, называемую patini, с гвоздями, хотя устав 1259 года запрещал каноникам Ахена заходить в такой обуви в церковь "во избежание стука" подошв. Чулки делали из грубой шерсти, белой или серой; длинные зимние подвязывались к поясу, а летом более короткие закрепляли подвязками под коленями. Картезианцы носили чулки из полотна.

В XVI веке был проведен ряд реформ с целью придать уставам большую строгость. Одним из признаков "возврата к истокам" стало появление "босоногих" монахов.

Во всех орденах старую обувь раздавали бедным. Это происходило в определенный день, часто на Пасху. Также поступали и с одеждой. У бригиттинов после смерти монаха его носильные вещи раздавались неимущим. Некоторые удивляются такой щедрости в условиях постоянной бедности и нехватки. Но не нужно забывать, что, поступая таким образом, монахи творили милостыню - и одеждой, и пищей, и приютом путников. К тому же их одежда и обувь, в общем-то, мало стоили, если принять во внимание дешевый труд в монастыре и многочисленность монахов. Кроме того, монахи носили свою одежду и днем, и ночью часто на протяжении целого года, и довольно заманчиво было сменить ее на новую.

В отношении обуви слабость человеческой натуры неизменно проявляется сполна: щеголи того времени обычно носили туфли разного цвета, подбирая к ним шоссы из двух разноцветных половинок. Духовенству запрещалось подражать им, и монахам предписывалось ходить только в черной обуви. Кроме того, монахи не имели права носить слишком узкую обувь, ибо, по словам одного из авторов того времени, "ноги в узких ботинках есть признак греховности, от коей проистекают низменные поступки".

[c]Нательное белье[/c]

Носить или не носить белье? Несомненно, это вопрос серьезный. Вначале его не существовало. Еремиты не имели склонности нежить свою плоть: прямо на голое тело они надевали одежду из грубой шерсти, из ткани в рубчик или из козьей шкуры. Власяница из конского волоса, вся в узлах (как у целестинцев) или из поросячьей щетины, а иногда вдобавок еще и кольчуга, которую носил св. Этьен де Мюре, основатель ордена валломброзанцев, "доставляли плоти мученья".

Кто же носил нижнее белье в первые века Средневековья? Изнеженные и утонченные люди. А монахи подражали аскетизму своих учителей: Можно ли признать лишением отсутствие нижнего белья? Несомненно, поскольку мы видим, что многие сборники обычаев запрещали носить какую бы то ни было, рубашку - будь то из шерсти или из полотна. Подчеркивая аскетизм некоторых уэльских монахов, говорили, что они отказывают себе в мясе, женщинах, лошади и нательном белье. Отказ носить сорочку рассматривался как умерщвление плоти. Так поступали монахи в Монте-Кассино (где, однако, разрешалось носить "саван из грубого полотна под саржевой туникой"), камальдолийцы, цистерцианцы (правда, дети могли носить белье изо льна или из конопли), марсельские викторинцы.

Кармелиты же, сервиты, бенедиктинцы Бурсфельда, доминиканцы и премонстранты, напротив, носили шерстяную сорочку, шершавую и колючую на ощупь; целестинцы, сильвестринцы и позднее мавристы - сорочку из саржи. Монахи Фонтевро - рубашку изо льна или же из конопли, а "обычно из белой шерстяной ткани или кисеи".

Картезианцы, тамплиеры и рыцари Тевтонского ордена (эти суровые сибариты тоже использовали льняную ткань!) носили полотняные рубашки. Кальме пишет также о сорочках из фая - разновидности грубого шелка.

Лен и льняные ("кисейные") сорочки появятся в более позднее время. Разумеется, некоторые видели в этих изменениях признак упадка. Один средневековый автор бросает горькие упреки в адрес монахов, некогда живших в лесах и носивших одежду из грубой шерсти, а теперь сменивших шерсть на лен. Возмущение было столь велико, что бегарды, они же бегины, позволяли себе задирать платье братьев-миноритов, демонстрируя всем надетую на тех - о, какой скандал! - сорочку.

В орденах, где сорочки были разрешены, монахи получали их по две штуки. "Одну - носить, а вторую - стирать", - как написано у бригиттинов. "Для стирки", - отмечает и св. Бенедикт (Устав, LV, 21).

Забота о рубашке была одной из многих других в монастыре. Например, в отчете 1299 года, составленном визитаторами ордена Клюни, аббату предписывалось самому купить "кисеи" и проследить, чтобы братья не носили одежду, не разрешенную уставом.

[c]Стирка белья[/c]

Ахенский собор 817 года постановил, что монахи сами должны стирать и чистить свою одежду. Для этого предусматривались специальные помещения, емкости, мыло, щелок, горячая вода. В картезианском монастыре Дижона изготовили два корыта: одно для кухни, а другое, как было сказано, для "ризницы", чтобы "стирать ткани, одежду и другие необходимые церкви вещи".

Раз в две недели устраивалась общая стирка. Постановления Бурсфельда требовали от монахов, чтобы они стирали свою сорочку один раз в месяц летом и два раза - зимой. В Клюни разрешалось разговаривать между собой во время стирки. Одежду сушили в специальном месте или расстилали прямо на траве. Вешать ее на веревке запрещалось, что особо отмечено в сборнике клюнийских обычаев. Еженедельные дежурные стирали скатерти и салфетки (для рук и лица или для ног), а также носовые платки примерно такого же размера, как и полотенца для рук (1x3 фута). Эти платки монахи носили привешенными к поясу.

Наконец, отметим, что цистерцианские монахи, отправляясь в туалет, должны были предварительно снять свой куколь. С другой стороны, выделения из носа или рта следовало тщательно растереть по полу ногой, не только для того, чтобы не вызвать тошноты у слабонервных братьев (как сказано в сборнике обычаев Эйнсхема), но и для того, чтобы братья во время молитвы не испачкали своей одежды.

http://silverwolf.lviv.ua/archives-22-p1.htm

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 11:01 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Св. Франциск Ассизский (сзади св. Доминик)
Изображение

Св. Франциск Ассизский проповедует птицам
Изображение

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11-03, 11:04 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-03, 09:17 
Не в сети
рейхскомиссар ТТ-Ostland
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11-04, 08:10
Сообщения: 5660
Откуда: Viborgs läns infanteriregemente.1627
The Hague KB 72 A24 f346v Paris Master of the cité des dames 1400-10

Изображение

_________________
"... или ты делаешь свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет..." (с)

Луда это не просто бухалово, а новая эволюционная ветвь бухалова: ЛУДА - организованная перманентная пьянка на идеологической основе полного отрицания труда (с) Википедия by me..

"а бухать в историчном не заепло случаем???))))" (с) Jurgen

"Запомни сразу и навека, в любом сраженьи важны детали. Когда ты видишь костюм врага, он не притален, а наш - притален!" (с)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB