Колчин Б.А. писал(а):
Точеная посуда. Деревянная посуда, изготовленная на токарном станке, была распространена очень широко. Эта повседневная посуда имелась в каждом новгородском доме. На Неревском раскопе обнаружено более 1100 точеных сосудов и их обломков. 32 сосуда целы, 50 — частично разрушены. 320 фрагментов сохранили полный профиль сосуда, примерно 400 обломков позволяют восстановить форму сосуда, т. е. определить его вид. Остальные 300 фрагментов по форме неопределимы. Точеная посуда найдена во всех ярусах, начиная с самых древних — середины X в. Она обнаружена во многих жилищах и на территории всех усадеб независимо от состоятельности горожан, проживавших в этих владениях.
Три признака позволяют нам выделить изделия, изготовленные на токарном станке. Во-первых, абсолютная концентричность всех линий, форма изделия и, самое главное, повторение профиля по кругу. Такого повторения линий можно достигнуть только при условии, что изделие быстро вращалось и было постоянно закреплено на оси вращения. Во-вторых, очень часто встречаемые и отчетливо видные следы прямолезвийных и круглолезвийных резцов, расположенные по кругу на внешней и внутренней поверхности изделия. В-третьих, повторение на всей поверхности изделия по кругу какой-либо технологической ошибки — царапины, бугорка, подреза и т. п.
"Деревянные изделия" стр31,32
Колчин Б.А. писал(а):
Токарный станок. Деревянная посуда и другие изделия из дерева и кости, выточенные на токарном станке, представлены на раскопе огромным количеством находок. Прежде чем перейти к анализу конструкции токарного станка, мы напомним его кинематическую схему. Основным условием является следующее: обтачиваемый предмет должен вращаться вокруг оси точения, не меняя положения, и должен быть прочно закреплен. Наиболее универсальным решением этого условия было закрепление изделия в прямых неподвижных центрах, проходящих по оси вращения предмета. Круговое движение передавалось непосредственно на предмет, как правило, гибким приводом. Нажимая стальным резцом на поверхность предмета, с вращающегося изделия снимали стружку.
Практическое выполнение этой схемы довольно просто, если обтачиваемый предмет является удлиненным цилиндром того или иного размера и происходит обработка только его поверхности.
Значительно усложняется технологическое выполнение этой схемы, если обрабатываемый предмет не представляет собой удлиненного цилиндра. Тогда необходимо вводить целый ряд промежуточных приспособлений, которые получали бы движение и передавали его на обрабатываемое изделие.
Как мы уже говорили, основным способом, которым изготовляли в древней Руси деревянную посуду, был так называемый пластинчатый. В этой технике выделывали сосуды уже в X в. У чаши, выточенной таким способом, ось вращения не совпадала с направлением волокон древесины, т. е. длина болвана заготовки шла не вдоль, а поперек ствола дерева. Следовательно, радиальный или тангентальный скол от ствола дерева нужно было как-то дополнительно крепить на токарном станке.
В токарном станке имелось специальное устройство для крепления обтачиваемого предмета — шпиндель. Без такого приспособления пластинчатые точеные чаши, достигавшие в диаметре 50 см, изготовить нельзя.
Круговое вращение шпиндель получал через лучковую передачу. Устройство привода заключалось в следующем: веревка, обвитая двумя-тремя петлями кругом стержня шпинделя, одним концом прикреплялась к ножной педали, которая ей давала рабочий ход, а другим — к пружинящему приспособлению, возвращающему веревку в первоначальное положение. Этот универсальный преобразователь возвратно-кругового движения, изобретенный человеком еще в глубокой древности, обладал исключительной жизнеспособностью. Он дожил до нашего времени, а до XVIII в. был единственным.
В средневековых источниках уже Теофил описывает подобные устройства, приводящие в движение болванки давильных станков 32. Токарные станки, изображенные на западноевропейских гравюрах и миниатюрах XIV—XVI вв., везде представлены только с лучковыми передачами 33. И, наконец, в русской кустарной промышленности лучковый привод широко применялся вплоть до XX в. 34
Кроме шпинделя в станке еще необходима задняя бабка — второй опорный центр. Обязательным узлом станка является опора (поддержка) для резца. Известно несколько систем таких опор — от простых стоек, подставляемых к станку, до подручников, укрепляемых на раме. Станина, на которой укрепляют все узлы и детали станка, должна быть прочной и массивной.
Последнее условие, которое необходимо учесть при анализе работы токарного станка, — это чистота поверхности точеной посуды. Наружная и внутренняя поверхности посуды всегда получались чистыми и гладкими. Этого можно было достигнуть только при достаточных скоростях резания. При слишком замедленном резании поверхности будут рваными, с махрами и задоринами.
Конструкция древнерусского токарного станка удовлетворяла следующим техническим условиям: 1) наличие шпинделя; 2) надежность крепления изделия на шпинделе; 3) достаточная мощность привода; 4) прочность и массивность конструкции; 5) большой ход приводной веревки; 6) оптимальные скорости резания.
Среди археологических находок удалось выделить только такие детали токарного станка, как хорошо определимые центровые бобышки от шпинделя и задней бабки и упорные подшипники шпинделя. Но этих деталей вполне достаточно, чтобы надежно определить схему реконструкции станка.
Макроструктурные исследования поверхности всех точеных сосудов нашей коллекции показали, что резцом на токарном станке были выточены стенки сосуда и частично днище и поддон или нижний рельеф. Центральная часть дна сосуда и его нижняя поверхность на поддоне были обработаны вручную прямолинейными движениями резца или стамески (рис. 59).

Цитата:
Площадь со следами такой обработки обычно имела диаметр 5—8 см. Таким образом, сосуд заканчивали точением и снимали с токарного станка, когда центральная часть дна и нижнее донце еще не были обработаны и имели конусовидные выпуклые «приливы». В дальнейшем «приливы» на сосуде снимались вручную.
Конусовидные «приливы» были остатками центровых цилиндров, на которых держался сосуд в центрах токарного станка. Они свидетельствуют, что сосуд на станке вытачивали за одну установку, без каких-либо перемещений на шпинделе и задней бабке.
Бобышки. Центровые бобышки являются остатками центровых цилиндров, на которых был закреплен сосуд в токарном станке в последние моменты его изготовления. Они встречены на раскопе в разных хронологических слоях. Всего их найдено более 40, причем они располагались в пяти местах группами, по нескольку штук на площади двух — пяти соседних квадратов. Это отходы производства токарных мастерских, находившихся на тех же участках. Хронологически находки распределялись так. Девять бобышек найдены в ярусе 13, пласте 12, на квадрате 1958 и соседних; восемь бобышек — в ярусе 11, пласте 15, на квадратах 1190, 1255 и 1284; четыре бобышки — в ярусе 9, пласте 12, на квадратах 886 и соседних; пять бобышек — в ярусе 4, пласте 3, на квадрате 653. Самая большая группа — 16 бобышек — найдена в ярусе 3, пластах 1—2, на квадратах 1639, 1645, 1651, 1653.
Бобышки представлены, как и следовало ожидать, двумя типами. Одни имеют форму конуса с плавными стенками, всегда сохраняющими остатки черновой обработки круглым токарным резцом. На плоской части основания конуса хорошо заметны следы от металлического трезубца, на который насаживали баклушу изготовляемого сосуда

Цитата:
Другие бобышки имели форму удлиненного цилиндра, оканчивающегося с одной стороны плоским дном с конусовидным углублением в центре вращения, а с другой — конусом, подобным бобышке первого типа. Как на конусе, так и на цилиндре всегда есть следы круглого токарного резца. Диаметр конусовидного выема на плоском донце цилиндра достигает 1—1, 5 см. В этот выем входил центр задней бабки при креплении на токарном станке заготовки сосуда.
Заготовка пластинчатого сосуда представляла собой баклушу, изготовленную из кряжа ствола дерева

Цитата:
Кряж рубили или распиливали на части, равные по высоте диаметру будущего изделия с небольшим припуском на обработку. Затем эти кряжи раскалывали на половины, из которых каждую отесывали топором с выпуклой стороны до формы сплюснутого или вытянутого полушара, в зависимости от вида и размеров изготовляемого сосуда. После этого баклушу устанавливали на токарном станке. Выпуклой сферической или конусообразной стороной баклушу крепили неподвижно на шпинделе станка, а к противоположной плоской части баклуши, к центру ее вращения, подводили опорный конус задней бабки. Для этого предварительно в указанном месте у баклуши делали конусовидный выем.
Упорные подшипники являются массовой находкой, но лишь некоторые из них относятся к шпинделю токарного станка.

Цитата:
При реконструкции формы станка в целом и определении того или иного узла мы брали самые упрощенные варианты, хорошо известные в этнографии или историко-технической литературе.
Основа станины — мощная рама — состояла из двух массивных стоек, сделанных из широких и толстых тесин. На высоте около 70 см между этими стойками проходили два поперечных бруса, образуя ствол станка. Между поперечными брусьями был промежуточный паз, в котором закреплялись передняя стойка шпинделя и задняя бабка. Их закрепляли на столе шиповым хвостом с клиновым запором. Шпиндель представлял собой круглый стержень диаметром в 5 см. Один конец шпинделя имел конический срез, а на другом находилась головка, в которую были неподвижно вставлены железные острия, образующие трезубец головки шпинделя. Шпиндель, проходя через подшипник передней стойки, упирался коническим концом в упорный подшипник станины. В задней бабке на уровне шпинделя имелось квадратное отверстие, в которое вставляли брус заднего центра. В неподвижном состоянии брус закреплялся клиновым запором. На конце бруса было острие, закрепляющее обтачиваемый предмет.
Трансмиссией шпинделя служила лучковая передача. Приводная веревка шла от пружинящего потолочного приспособления к ножной педали. Поддерживали резец специальная стойка или брус, лежащий на передней и задней бабке.
"Деревянные изделия" стр72-76